Юсуф Карш родился в городе Мардин на юго-востоке Турции в армянской семье. В 14-летнем возрасте Карш с родителями, спасаясь от Геноцида армян в Османской Империи, был вынужден бежать в Сирию. Многие его родственники были убиты, а сестра умерла от голода.
Через два года родители отправляют Юсуфа в Канадский Квебек, к дяде Джорджу (Григорию) Нагашу. Там Карш получает образование. Карш вначале мечтал стать врачом, но денег на медицинское образование не хватило. Поэтому, после недолгих раздумий, дядя Нагаш, заметив фотографический талант Юсуфа, отправляет его учиться к знаменитому соотечественнику Джону Гаро в Бостоне (1928-1931 гг.). Именно в Бостонских музеях и галереях Карш почувствовал и осознал всю красоту извечной игры света и тени.
Спустя 4 года Карш возвращается в Канаду и в 1931 г. основывает собственную студию в центре Оттавы. Как было сказано в заголовке, Юсуф Карш – единственный профессиональный фотограф, вошедший в список «InternationalWho`s Who» наиболее влиятельных людей XX столетия. Кстати, более половины (51) лиц из этой сотни присутствуют в портфолио знаменитого армянина, известного как Карш из Онтарио.
Его студию посещали все, кто хотел обессмертить себя – президенты и премьер-министры, короли и королевы, знаменитые ученые и артисты. Список этот можно продолжить до бесконечности.
«В человеке спрятана тайна, и моя задача – открыть ее. Маска отгораживает каждого из нас от внешнего мира. Непроизвольный жест, блеск глаз, что-нибудь еще – человек сбрасывает маску. В это мгновение фотограф должен успеть сделать свою работу – иначе он проиграл!».
Задолго до всемирного признания произошло событие, ставшее поворотным в судьбе мастера. Это случились 30 декабря 1941 года. Сделанная в этот день фотография Уинстона Черчилля до сих пор считается классикой фотоискусства. В английской денежной единице «фунт стерлинга» обозначен портрет Черчилля, сделанный Юсуфом Каршем.
«Черчилль был приглашен в канадский парламент, – пишет Карш в одной из своих 15 книг под названием «Лица нашего времени». – Честно говоря, у британского премьер-министра не было особого желания фотографироваться, Скажем прямо, он был не в духе. Тем не менее, мне великодушно было позволено заснять его за те две короткие минуты, когда он переходил из палаты общин в приемную. Всего две «скупые» минуты: я должен был запечатлеть человека, о котором написаны сотни томов книг, чьей славой переполнен мир. Меня же переполнял ужас от сознания и значимости происходящего… Черчилль вошел в комнату, хмурясь. Смерил мою фотокамеру взглядом так, будто перед ним генерал вражеской армии. Впечатление было потрясающее. Однако, сигара, упрямо торчащая у него меж зубов, никак не вязалась с торжественностью и официозом момента. Инстинктивно я… вынул сигару у него изо рта. Черчилль помрачнел еще больше. Он тряхнул головой в сторону воображаемого врага, видимо, в данном случае меня, и угрожающе упер руку в мой бок…».
Пойманное Каршем мгновение навсегда стало олицетворением Англии – вызывающей и непобедимой. Между тем, Элеонора Рузвельт так прокомментировала этот исторический инцидент: «Это, вероятно, было первое серьезное поражение Черчилля».
Карш сделал портреты замечательных международных политиков, деятелей культуры, представителей религий: Альберт Эйнштейн (1948 г.), Мухаммед Али (1970 г.), Леонард Бернстайн (1983 г.), мать Тереза (1988 г.), Михаил Горбачев (1990 г.), Нельсон Мандела (1991 г.), Билл Клинтон (1993 г.).
Юсуф Карш, по воспоминаниям современников, друзей, слыл необыкновенно интеллектуальным и глубоким человеком, воспитанным и очень любознательным. Он любил бедовать с теми, с кем работал, задавать вопросы – «все это чрезвычайно важно для выбора правильного ракурса, создания настроения. Внутри каждого человека, будь-то мужчина или женщина, спрятан секрет, и миссия фотографа – разгадать его. А сделать это можно, обратив внимание на легкий, почти незаметный жест, блеск или тень, пробежавшую в глазах, почувствовав дыхание, приподнимающее маску, которую носят все в надежде скрыть эту самую тайну. Фотограф либо разгадает ее, либо он неудачник…».
Карш пишет о своей профессии: «Если имеется основная цель в моей работе, то ее суть, – запечатлеть лучшее в людях и, осуществляя это, оставаться верным самому себе… Мне очень повезло встретиться со многими великими мужчинами и женщинами. Это люди, которые оставят след на нашем времени. Я пользовался своей камерой, чтобы сделать их портреты такими, какими они казались мне и, как я чувствовал, какими они остались в памяти своего поколения».
Карш в 1992 г. закрыл свою студию в Оттаве с целью посвятить время выставкам и публикациям своих работ. Умер он в Бостоне 13 июля 2002 г.
Подготовил Юрий Цатурян (Нью-Йорк)