Церковь России и Арцаха имеет одну общую высокую цель — сохранение христианства в семье — в обществе. Задачи наших двух государств схожи, и пути их решения в этом направлении также. И сегодня одной из одухотворяющих сил Арцаха является вера, которая не должна быть сломлена никакими внутренними и внешними факторами.
В период некоторых душевных и телесных невзгод, мне в руки попалась книга, роман Льва Николаевича Толстого «Семейное счастие». Роман произвел неизгладимое впечатление и заставил задуматься над вопросами о силе веры, о силе христианской семьи, как важного элемента православного общества.
Институт семьи сегодня интенсивно меняется. Современный мир предлагает человеку новые, порой чуждые его вере и мировоззрению взгляды и варианты. Одно из самых сложных человеческих взаимоотношений — это бытие мужчины и женщины. Порой в этом союзе могут проявляться многогранные эмоции человеческой души, скрытые, затаенные потребности и мысли. В христианской стране не всегда такая общественная ячейка, как семья является продолжателем и источником исповедания. Сегодня эти вопросы беспокоят верующего христианина, как России, так и Арцаха, так как это дилемма общехристианского характера.
Размышления на такую глубокую тему побудили меня найти интересного и квалифицированного собеседника. Мне посчастливилось поговорить с удивительным молодым русским человеком - Никифором Кулаковским, преподавателем догматики религиоведения и катехизиса катехизаторских курсов Святителя Спиридона Тримифунтского в городе Москве. Никифор Кулаковский — ученик известного российского религиозного и общественного деятеля протоиерея Андрея Кураева. Он большой знаток Священной горы Афон. Но самое интересное для нас – армян - Никифор активно интересуется жизнью Арцаха и его жителей, имеет цель посетить эту христианскую страну в ближайшие месяцы.
— Никифор Анатольевич, вы собираетесь посетить нашу страну. Что вас побудило и ваши главные задачи, связанные с приездом в Арцах?
— Желание увидеть то, что не видел, но чем интересовался, желание быть полезным. А со вторым желанием связана задача. Организация катехизаторских занятий и бесед по основам православия и сравнительного богословия.
— Вы хотите пригласить священника в Русскую общину Арцаха?
— Пытаюсь содействовать не разовому приглашению священника, а организации постоянного окормления местной православной общины.
— Нужен ли сегодня русский храм в Арцахе?
— Конечно - да. Необходим русский православный храм в Арцахе и он должен быть открыт и нужен для всех вне зависимости от национальности.
— Сравнительно с прошлым веком, сегодня можно утверждать, что человек стал ближе к Богу? Ведь Господь—это не режим, это самостоятельный, что немаловажно свободный выбор души, самобытной личности. Чем сегодня сложен (или отличается) путь человека к Богу?
— Идеальных времен не было и нет, и до конца света, до Второго пришествия не будет. В каждую эпоху были свои проблемы, и Господь давал силы нам их преодолеть. Нельзя говорить, что сейчас человечество ближе к Богу или дальше, можно говорить о конкретных личностях. Вот казалось бы, гонение на церковь (например, первая половина 20 века в России), но опять-таки, очень многие обрели и Бога и святость через мучение, через мученическую кровь. Громадное количество святых обрела Россия. А гонения на церковь, как не странно, они отчасти оживили церковь, даже в подполье под атеистической властью очень многие тайно исповедовали Христа. Профессоры многих вузов Москвы были тайными священниками. Сегодня царствует свобода, нет гонений, это с одной стороны, но гонения есть в информационных пространствах, церковь сознательно дискредитируется при помощи хитрых информационных технологий. Все православные, все христиане, но реально узнать о подлинном православии ни в школах, ни в вузах, даже в режиме факультатива, практически невозможно, буддизм можно, иудаизм можно, ислам можно, а православие за редчайшим исключением невозможно. К сожалению, такая ситуация практически во всем мире.
— Никифор Анатольевич, поговорим о таком важном общественном элементе, как семья. Можно ли утверждать, что супружеский союз является полноценной схемой мыслей и деяний человека?
— Любовь — это абсолютное понятие, оно шире супружеской и не связано с темой брачных отношений. Супружеская любовь, это тоже форма любви, это путь к Богу, но она не самодовлеющая, есть еще путь монашеский. Любовь, это более глубокое понятие. Бог гораздо более широкое и абсолютное понятие, чем отношение супругов. Через супружескую любовь мы может приобщиться к божественной, но не наоборот.
— В чем секрет семейного счастья современной христианской семьи?
— Никакого секрета нет. Современность тут играет малую роль, так как церковь, как богочеловеческий организм, вне времени и пространства, и соответственно, в церкви мы приобщаемся к абсолютным вечным ценностям и церковь их, в лице людей, которые к ней принадлежат, бережно хранит. Настолько насколько мы в церкви, мы освобождаемся от духа вселенской энтропии, и насколько грешим, настолько мы отпадаем от церкви. Поэтому, секрет семейного счастья как раз в причастности к богочеловеческому организму, в котором мы можем освобождаться от греха и от зависимости, от духа времени, в котором господствует постоянное нарастающее разложение.
— А что в наше время разрушительно для семейного очага, только ли отлучение супругов от церкви, Бога?
— Вообще любой грех разрушителен. Грех — это ошибка, болезнь заразная и наследственная. От греха мы можем избавиться только через покаяние, через приобщение к абсолютной вечной истине, которую мы находим только в богочеловеческом организме, которое есть Церковь. Человечество со временем не становится ни умнее, ни лучше, оно деградирует. Да, приобретаются новые технические знания, но в целом, каждое следующее поколение гораздо более больно.
— Один из волнующих вопросов, это вопрос об обряде венчания. Сегодня молодые пары охотно соглашаются и принимают этот обряд, иногда отводя ЗАГСу второстепенное значение. Но. Как вы думаете, осознают ли будущие супруги всю ответственность данной церемонии, ее силу и значение?
— Сегодня отношение к обряду венчания разное, нельзя сказать, что оно поверхностное или наоборот. К сожалению, немногие действительно и раннее и сегодня полностью осознают ответственность и всю полноту благодати, которую дает им этот обряд. К сожалению, сегодня много разводов, и их количество увеличивается. В мире, особенно в христианских странах, больше половины семей венчанных и невенчанных расстаются. Это абсурд и безобразие. Развенчивание — это аномалия. Все беды (нынешней России) по крайней мере состоят в том, что православие, это неизвестная религия, нам дано сокровище, которым многие не пользуются. Формально — православные, а де-факто не знают, что это такое и узнать часто негде. Соответственно, таинство венчания тоже. И здесь есть две крайности, одна— «все венчаются и я повенчаюсь» и другая— боязнь венчания, так как осознают данную ответственность. Думают так: «Мы пока венчаться не будем, мы пока так поживем, можно даже и без ЗАГСа». Это разумеется мерзость перед Богом, это большой грех, это блуд. Человек должен отдавать себе отчет, в том, что это серьезная ответственность и принимая эту ответственность получаешь вместе с этим великую благодать и пользуешься ею. Проблема венчанных пар, которые расстаются в том, что они не пользуются этой благодатью, не исповедываются, не причащаются. Здоровую полноценную семью сейчас редко можно встретить, увы.
— В современном обществе появилось такое явление, как «поздние браки». С чем это связано, на ваш взгляд? Можно ли связывать это с ослаблением определенных инстинктов, осознанием потребностей не только в продолжателе рода, но и в духовном близнеце?
— Браки всегда заключались в разные возрастные периоды и всегда были исключения. Сейчас может быть благодаря духу времени, феминизации многие дамы пытаются достичь каких-то карьерных высот, а потом задумываются о браке. Но я не думаю, что сегодня это основополагающая тенденция. К сожалению, сейчас актуальна другая негативная тенденция, это вообще разрушение института семьи. Это новые ступени разрушения традиционного общества. Например, рождение детей вне семьи, такое явление все чаще наблюдается в Западной Европе.
— Никифор Анатольевич, разрешите вернуться к Толстому. Герой его романа «Семейное счастие», Сергей Михайлович говорил, что «счастие — это жить для другого». Что же означает в христианской семье «жить для другого» — самопожертвование или взаимопознание, духовное слияние, слияние способов существования двух людей?
— Здесь с Толстым вполне можно согласиться, ведь он повторяет слова святоотеческой литературы. Подлинная любовь — это самопожертвование, настоящая любовь — это жертва и высочайшее доказательство абсолютной любви, это крест Христов.
Беседовала Нарине Давидян (Арцах, Степанакерт)
Фото с портала vseblago.ru