КАПУСТНИКИ ПРИДУМАЛ НИКИТА БАЛИЕВ
Банкеты и застолья были и остаются неотъемлемой частью творческой жизни театра: именно здесь во все времена рождались новые идеи и складывались творческие содружества.
ЗНАМЕНИТЫЕ КАПУСТНИКИ ПОЛУЧИЛИ СВОЕ НАЗВАНИЕ ОТ ПИРОГОВ С КАПУСТОЙ. Поначалу капустник устраивался в театре по окончании сезона. Готовились к капустникам как к премьере в течение двух-трех месяцев. Составлялась программа, придумывались и тщательно отрабатывались номера.
А первый капустник в Художественном театре состоялся в 1902 году в репетиционном сарае на Божедомке. Устраивать в МХТ ежегодно в первый понедельник на неделе Великого поста капустник придумал Никита Балиев, сыгравший в "Синей птице" роль Хлеба...
Никита Балиев (Бальян) и Николай Лазаревич Тарасов (Торосян) - два известных в Москве артиста и театрала. Разносторонне одаренный красавец Тарасов, выходец из московской семьи богачей, получивший после смерти отца трехмиллионное состояние, и его неразлучный друг Никита Федорович Балиев. Тарасов финансово помог Художественному театру (передал Немировичу-Данченко тридцать тысяч рублей), а Балиев вместе с Тарасовым блистал в театральном кабаре "Летучая мышь". Слава о нем, как и о самой "Летучей мыши", дожила до наших дней. Собственно, это было не просто кабаре, а фактически отдельный театр и место сбора московской богемы, где не считал зазорным выступать и Сергей Рахманинов.
Впрочем, о судьбе Балиева и особенно о трагической судьбе Тарасова стоит написать отдельную статью. Вообще сколько выдающихся армян было в Москве в самом начале и в середине ХХ века! Один только Алексей Карпович Дживелегов чего стоит. Вот и недавно в "Литературной газете" в статье Владимира Харитонова, замечательного переводчика Стерна, Филдинга, Томаса Вулфа, Беллоу, Набокова (с английского языка), промелькнуло: "Редактор "Вопросов литературы" отчитывал юную практикантку, посягнувшую на Володины эссеистические красоты: "Что вы, что вы, голубушка, Харитонова нельзя трогать - у него стиль!". Переполошившись так, будто правили текст по меньшей мере какого-нибудь академика Дживелегова".
ДООТКЛАДЫВАЛСЯ
Сегодня в России только и разговоров о модернизации. Высказываются мнения, что если бы Александра II не убили и он успел бы ввести в жизнь реформу, которую разрабатывал Лорис-Меликов, то революции 1917 года не было бы. План этой реформы уже лежал на столе Александра II, не хватило всего нескольких дней для подписи царя и введения этой реформы в жизнь... А следующий император - Александр III свернул всю эту работу по преобразованиям, просто заморозил, отложил все реформы. И... дооткладывался...
А ВЕДЬ ОТ РЕВОЛЮЦИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ (в частности, от выдавливания лучших представителей русского общества в эмиграцию, от мрака репрессий и ГУЛАГов, не говоря уже о передаче Карабаха и Нахиджевана Азербайджану) пострадала и Армения... Значит, Лорис-Меликов мог бы нас от всего этого спасти? Вот она - гигантская роль личности в истории. Какая дорога ждала бы Россию!
САША ДАВЫДОВ
Прославленный русский певец Александр (Саша) Давыдов (1849-1911). Его считали в России королем романсов. Настоящее его имя - Арсен Давидович Карапетян, он уроженец Вагаршапата (Эчмиадзина). В юности учился в Тифлисе, там же началась его артистическая карьера в армянском театре и хоре итальянской оперы. Гастролировал в Екатеринограде, Владикавказе, Ростове, Астрахани. Затем переехал в Москву, учился в Лазаревском институте восточных языков.
СНАЧАЛА БЫЛА ОПЕРЕТТА, потом певец начал выходить уже с собственной программой, в основном с романсами, в том числе и цыганскими. Он оказал бесспорное влияние на Варю Панину и Анастасию Вяльцеву. Вот несколько отзывов о Саше Давыдове: "Давыдов - красавец собой с задушевным и ласковым голосом был королем оперетты и кумиром всех москвичек" (актер В.Давыдов). "Давыдов заставил нас пролить слезы. Он проявил высокое искусство слова и заставил нас задуматься о том секрете декламации, произношения и выразительности, который был ему известен, а нам - артистам драмы, имеющим постоянное дело со словом, - нет" (К.С.Станиславский). "В тембре голоса Давыдова есть магическая сила, трогающая в душе самые сокровенные струны и заставляющая верить артисту" (музыковед Савченко). "Давыдов привносил в свое искусство некоторые черты азартного эмоционализма, свойственного народным сазандарам старого Тифлиса" (Нестьев).
Высоко ценил Сашу Давыдова и драматург А.Островский, которого Давыдов познакомил с выдающимся армянским трагиком Петросом Адамяном. И все-таки лучше всех написал о Саше Давыдове прекрасный русский писатель и издатель Влас Дорошевич, передавший и облик Саши, и атмосферу его концертов как никто. В его слове о Саше все живо, все сверкает. И как жаль, что самому Власу Дорошевичу, трагически окончившему свои дни в революцию, никто не возвел такого словесного надгробия!
ВОТ ТОЛЬКО СТРАНИЧКА ИЗ БЛИСТАТЕЛЬНОГО ОЧЕРКА ДОРОШЕВИЧА "Саша Давыдов": "Как ребенок, он быстро привязывался к людям. В нем все старело, кроме сердца. Природа дала ему прекрасный голос, такую постановку голоса, какой не мог бы дать самый лучший профессор, бездну вкуса и помазала его талантом пения. Саша подошел к рампе. Лицо стало строгим, торжественным.
Пара гнедых, запряженных зарею...
Первое исполнение нового романса. И со второго, третьего стиха театр перестал дышать.
Где вы теперь, в какой новой богине
Ищете вы идеалов своих?
Артистка Е. Гильденбрандт покачнулась. Ее увели со сцены. Красивые хористки утирали слезы. В зале разрастались рыдания. Кого-то вынесли без чувств. Гостивший в Москве французский писатель, толстый, жизнерадостный буржуа, в антракте разводил руками: "Удивительная страна! Непонятная страна! У них плачут в оперетке".
Вы, только вы и верны ей поныне
Пара гнедых... пара гнедых.
Давыдов закончил сам с лицом, залитым слезами. Под какое-то общее рыдание. Такой спектакль я видел еще только раз в жизни. Когда играла Ермолова".
Вот бы сегодня телепрограмме "Романтика романса" вспомнить о Саше Давыдове и посвятить ему отдельную передачу. Тем более что в 2011 году исполняется 100 лет со дня кончины Саши Давыдова. Да и блистательный очерк Власа Дорошевича вспомнить было бы не вредно на фоне сегодняшней оскудевшей словесности.
"КОЛЕСО СУДЬБЫ СВЕРШИЛО ПОЛНЫЙ КРУГ"
Знаменитая оперная певица Мария Гулегина недавно вышла замуж за не менее известного российского спортсмена и крупного спортивного деятеля Станислава Мкртычева. Ну вышла и вышла, что здесь особенного? Но в том-то и дело, что это не просто брак, а очень интересный поворот судьбы.
НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ МАРИИ ГУЛЕГИНОЙ - МУРАДЯН. Гулегина она по мужу. Отец ее - армянин из Ахалциха. А теперь она еще и вышла замуж за армянина. "Колесо судьбы свершило полный круг" (Шекспир).
Много лет Мария открывала сезон в театре Ла Скала. Партнером ее был Паваротти. Ее сильный голос необычайно красивого тембра сначала принимали за контральто, потом за меццо-сопрано. Сегодня уже установили окончательно, что это драматическое сопрано.
Живет Мария Гулегина в Люксембурге, но все чаще и чаще возвращается в Москву. Дочь ее Наталья - менеджер матери и, судя по всему, очень неплохой. Внешне Наталья - вылитая армянка. Все-таки гены - очень таинственная вещь. Иногда во внуках они проявляются даже больше, чем в детях.
Гулегина - вердиевско-пуччиниевская певица. А это по плечу не всякому даже знаменитому сопрано. Но Мария - волевая женщина. Однако даже волевые женщины нуждаются в защите. Теперь эта защита есть - Станислав Мкртычев, о котором певица говорит с воодушевлением и нежностью. Ко времени их встречи он овдовел, она была разведена. Ну что ж, находчивая судьба подарила Марии все. И это "все" она более чем заслужила.
Нелли СААКЯН, "Голос Армении"