20 июня в Санкт-Петербурге президент РФ Владимир Путин проведет трехсторонние переговоры по карабахскому урегулированию с президентами Армении и Азербайджана Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым.
После четырехдневной апрельской войны 16 мая в Вене, при посредничестве глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ состоялась встреча с участием Госсекретаря США Джона Керри, Госсекретаря Франции по делам Европы Арлема Дезира и главы МИД РФ Сергея Лаврова.
Помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил журналистам, что планируются трехсторонние переговоры президентов России, Армении и Азербайджана по проблеме Нагорно-Карабахского урегулирования. Предполагается, что в начале Путин встретится по отдельности с Саргсяном и Алиевым, а затем уже три президента проведут переговоры вместе. По словам Ушакова, «будут предприняты активные шаги, чтобы оказать содействие сторонам в урегулировании конфликта». Ушаков, как и ранее несколько российских чиновников, напомнил, что именно Москва сыграла решающую роль в прекращении боевых действий в зоне конфликта в начале апреля 2016 года.
«Сейчас мы проложим свою посредническую миссию, естественно, в полном взаимодействии с другими сопредседателями минской группы ОБСЕ, на основе принципов, которые были предложены в соответствии с заявлениями президентов России, США и Франции в период с 2009 по 2013 годы. Посмотрим, какой результат даст этот трехсторонний контакт. Наша сторона будет проводить самый заинтересованный и активный диалог», – заключил Ушаков.
После развязанной Азербайджаном апрельской четырехдневной войны под патронажем Путина, фактически, планируется первая трехсторонняя встреча. Но эта встреча отличается от предыдущей – венской. Как выяснилось, ОБСЕ не принимает участия в подготовке трехсторонней встречи. Об этом сообщила исполняющая обязанности руководителя отдела по связям с прессой ОБСЕ Наташа Раджакович. Она воздержалась от каких-либо комментариев, но, тем не менее, сказала: «ОБСЕ не вовлечена в организацию саммита по Нагорному Карабаху в Санкт-Петербурге, и мы не можем его комментировать. Насколько мы знаем, он созывается по инициативе РФ».
Долгое время российское посредничество – трехсторонние переговоры Путин-Саргсян-Алиев не давали результатов: Алиев, вооружившись российским оружием, стал более разнузданным. Сейчас, после того, как Алиев развязал апрельскую войну, Запад поставил перед ним более конкретные требования. Договоренности венской встречи на самом деле являются очень важными, поскольку предусматривают внедрение механизмов безопасности и соблюдения режима о прекращении огня. Внедрение механизмов расследования приграничных инцидентов, расширение полномочий миссии личного представителя действующего председателя ОБСЕ также являются вполне адекватными в сложившейся ситуации и крайне важными шагами для армянской стороны.
Очевидно, что Азербайджан, мягко говоря, не в восторге от этих предложений. А Россия? Видно, у Путина свои идеи, которые не совпадают с представлениями США и Франции. Конечно, после венской встречи на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана спокойно, но нет гарантий, что азербайджанская агрессия не повторится, тем более, что договоренности венской встречи, по сути, так и остались на бумаге.
Проявит ли Путин решительность в деле претворения в жизнь венских договоренностей? Почему не было предпринято практических шагов для внедрения механизмов расследования и расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ? Цель Алиева – откладывать выполнение венских договоренностей, а почему Москва отказывается высказаться на эту тему? Или у Москвы другой план, наличие которого перед визитом Лаврова с Ереван российская сторона и не скрывала? «План Лаврова» все еще жив, и Москва предпринимает шаги по их реанимации? И вообще, почему ОБСЕ не участвует в организации трехсторонней встречи Путин-Саргсян-Алиев? Чтобы «заболтать» требования, которые Алиеву не по душе? Подождем заявлений Москвы и Баку после трехсторонней встречи.
И пока Путин с Саргсяном и Алиевым собирается обсудить нагорно-карабахский конфликт, российско-азербайджанское тесное военное сотрудничество продолжается. 15 июня минобороны Азербайджана Закир Гасанов в Москве встретился с российским коллегой. Сергей Шойгу отметил, что военно-техническое сотрудничество между Россией и Азербайджаном «носит стратегический характер». «Наше военное сотрудничество носит стратегический характер, как и все остальное сотрудничество между нашими странами. Если говорить о нашем сотрудничестве и плане сотрудничества на 2016 год, он достаточно насыщенный. Я думаю, что там есть потенциал для роста и для развития. Конечно, мы сделаем все, чтобы наши дружеское стратегическое партнерство и связи продолжали развиваться», отметил Шойгу. З. Гасанов, в свою очередь, отметил, что почти 90 офицеров ВС Азербайджана в 2016 году начнут учиться в российских военных вузах. Говоря о русско-азербайджанских отношениях, он, в частности, отметил: «Вы абсолютно правильно заметили, что наши отношения являются стратегическими и дружескими, и наши руководители задают тон этим отношениям. У нас хороший план военного двустороннего сотрудничества».
Кстати, до того, как совершить визит в Москву З. Гасанов провел расширенное совещание с участием заместителей, начальников главных управлений и управлений, командующих родов войск вооруженных сил, а также командиров воинских объединений. Интересно, что в распространенной информации, которую можно рассматривать в рамках азербайджанской военной пропаганды, отмечалось, что «по поручению Ильхама Алиева на совещании были обсуждены вопросы, касающиеся всесторонней проверки состояния боеготовности войск, деятельности органов управления, проведения различного уровня оперативно-тактических учений с привлечением всех родов войск и военной техники».
На фоне заявлений о российско-азербайджанских стратегических отношениях и трехсторонней встречи под патронажем Путина довольно посредственными были заявления, сделанные в тот же день на встрече глав оборонных ведомств Армении и России. «Темпы и насыщенность нашего сотрудничества удовлетворяют нас. Мы сотрудничаем на всех направлениях»,- отметил Сергей Шойгу на встрече с министром обороны РА Сейраном Оганяном, добавив, что двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество регулируют и поддерживают свыше 50 договоров и соглашений: «Мы хотели бы и дальше поддерживать наше стратегическое партнерство».
Как мы видим, отношения Армении со стратегическим союзником Россией ничем особенным в глаза не бросаются, тогда как в отношениях с Азербайджаном в очередной раз подчеркивается потенциал роста и развития сотрудничества.
Перед инициированной Путиным трехсторонней встречей сложилась несколько гнетущая атмосфера.
Эмма ГАБРИЕЛЯН, газета «Аравот»