Жанр исторического романа имеет свои внутренние законы и особенности. Армянский русскоязычный прозаик Александр Тер-Татевосян называет свой роман "Плач на смерть Джуаншера" романом-хроникой, имея в виду, очевидно, документальную, историческую достоверность фабулы произведения, описываемых в нем событий. Роман затрагивает один из наиболее сложных, малоизученных и интересных периодов истории армянского народа, населявшего Утикскую провинцию Армении Агванк, то есть нынешнюю территорию Арцахской Республики вместе с прилегающими историческими армянскими территориями, оставшимися под диктатом Азербайджана.
Главным, но далеко не единственным историческим источником романа является книга армянского историка раннего средневековья (VII столетия) Мовсеса Каганкатваци "История страны Агванк" и включенный в нее "Плач на смерть великого князя Джуаншера" Давтака Кертога. События романа, таким образом, разворачиваются в середине и второй половине VII века. Смерть князя Джуаншера датируется 670-м годом. Это была эпоха, непосредственно предшествовавшая арабскому нашествию на обширную территорию Передней Азии - Междуречье, Великую Армению, Византию и сопредельные страны.
Совершенно не случайно и не удивительно, что азербайджанские историки особенно пристальное внимание уделяют именно этому периоду истории Армении, стремясь найти какие-то нестыковки, в которых можно подобрать для себя исторических предков-прародителей. Именно поэтому они особенно облюбовали Агванк (Кавказскую Албанию) и всячески стараются зацепиться за албанцев, среди которых было немало мусульман. Не углубляясь в сферу историографии и оставляя ее специалистам, скажу только, что Ал.Тер-Татевосян, досконально изучивший предмет своего повествования, историю Агванка, Утика и Арцаха, считает вероятными предками турок-азербайджанцев кочевников хазар. Насколько он близок к истине, утверждать не берусь, но то, что он в своем убеждении основывается на историографической литературе, несомненно.
Роман "Плач на смерть Джуаншера" был завершен в 1987 году, когда нашему национальному самосознанию еще предстояло проснуться, в самый канун Арцахского движения, и прошел долгий путь к читателю - путь длиной в двадцать три года.
Жизнь не любит сослагательного наклонения. И все же не могу удержаться, чтобы не сказать: если бы рецензируемый роман был опубликован своевременно, то он воспринимался бы совсем иначе. И еще одно "если": будь роман такого художественного уровня написан азербайджанским писателем, он был бы растиражирован "по полной программе", стал бы всенародной настольной книгой, вошел бы в учебники и хрестоматии. И это при том, что автору пришлось бы основательно "отредактировать" историю, взяв за первоисточник не книгу средневекового летописца, а его современных интерпретаторов типа Зии Буниатова и Фариды Мамедовой, которые даже в переводе переиначивали или просто "не замечали" многие "проармянские" свидетельства Мовсеса Каганкатваци.
А между тем книга Александра Тер-Татевосяна является "проармянской" лишь постольку, поскольку "проармянской" была описанная в ней историческая действительность. Но с этим уже ничего не поделаешь. Автор романа не пошел по следам Мовсеса Каганкатваци и Давтака Кертога, создавших идеализированный образ князя Джуаншера. Более того, переводчик на русский книги "История страны Алуанк" историк Шаварш Смбатян, признавая, что исторический аспект романа "Плач на смерть Джуаншера" выдержан и что "исторические события изложены в соответствии с фактами, известными нам по книге Мовсеса Каланкатуаци", при этом сетует, что образ князя Джуаншера, который виделся ему положительным деятелем своего времени и для которого благо народа было выше личных интересов, в романе характеризуется как недальновидный и мелкий человек.
Главным достоинством романа Ал.Тер-Татевосяна мы считаем то, что он сумел благополучно избежать публицистичности повествования, тенденциозности в изображении исторических фактов. Беллетрист победил в нем публициста, и произведение от этого только выиграло.
Центральные персонажи романа – князь Агванка Джуаншер и отец Исраэл – прочерчивают, соответственно, две то и дело пересекающиеся линии повествования. Образы выписаны достаточно крупно, выпукло, рельефно. Они в художественном отношении вполне убедительны и жизненны. Великий князь Агванка Джуаншер предстает перед нами сильной, волевой и вместе с тем противоречивой личностью, человеком импульсивного и непредсказуемого поведения, наделенным несомненными достоинствами и столь же несомненными недостатками. Да, это могущественный государственный деятель, на которого уповает народ. Ему надлежит вывести страну из трудного положения, все ждут от него мудрых решений. Но это вместе с тем и обычный смертный человек, упивающийся своим могуществом, опьяненный своей безграничной властью и вседозволенностью, способный на насилие. В нем уживаются справедливость и жестокость, великодушие и деспотизм. Образ Джуаншера не идеализирован и не совпадает с образом "справедливого князя", канонизированным историком-летописцем. Но при этом значение деятельности Джуаншера не принижено: просто писателя интересовал в первую очередь человеческий облик и характер князя.
В романе Ал.Тер-Татевосяна мастерски воссоздан колорит раннего средневековья, большое внимание уделено отображению национальных и исторических реалий, бытовых деталей и подробностей. Одной из несомненных удач и сильных сторон исторического романа "Плач на смерть Джуаншера" можно считать жизненную убедительность и индивидуализированность речи его персонажей.
Есть в романе эпизоды, о которых автору стоило бы рассказать подробнее, можно и нужно было бы предварить роман общей характеристикой исторической ситуации в Восточной Армении, но мы сейчас говорим не о том, чего в книге нет, а о том, что в ней нашло свое отражение. Исторический роман Ал.Тер-Татевосяна – это удавшееся, состоявшееся художественное произведение, а главным его достоинством является то, что он читается с неослабевающим интересом, на одном дыхании.
Гурген КАРАПЕТЯН, "Голос Армении"