Итак, на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вновь режим прекращения огня. Пусть усеченный, пусть азеры опять стреляют, но "не как раньше", согласно сводкам Минобороны НКР. Мы ценим мир, для нас важна каждая жизнь. И мы не можем не ценить усилия тех, кто приблизил этот хрупкий мир.
Но если мы ценим мир и благодарны тем, кто его приблизил, это не значит, что мы должны потерять совесть и память. А потому обязаны объективно оценить произошедшее и задуматься над простыми вопросами: "Как долго? Что дальше?"
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ВАРИАНТ ДАЛЬНЕЙШЕГО СЦЕНАРИЯ ОЧЕВИДЕН. Выдержать паузу, потом заявить, что Армения не выполняет резолюции ООН или что-то подобное, и попробовать снова, параллельно обучая своих офицеров резать головы и уши. Если же армяне снова дадут отпор, всегда можно привлечь посредников и снова пойти на режим прекращения огня… Потом попробовать снова. До тех пор, пока армянские добровольцы не устанут собираться…
Устраивает ли армянскую сторону такой сценарий? Невозможно дать положительный ответ… Надо потерять совесть, чтобы дать положительный ответ и смотреть после этого в глаза нашим воинам и матерям, потерявшим своих сыновей.
Какие выводы? Вывод первый, не только для Армении и Нагорного Карабаха, но и для всех. Азербайджан нарушил режим прекращения огня. Ильхаму Алиеву все равно, что там подписал его отец (об этом, кстати, предупреждали). Заметим, что в соглашении о режиме прекращения огня не написано, что он действует до тех пор, пока Азербайджан этого хочет. Следовательно, если Баку нарушил соглашение о режиме прекращения огня сегодня, с таким же успехом нарушит любое другое соглашение завтра, будь это даже мирный договор с Арменией и Нагорным Карабахом.
Подписать Ильхам может все что угодно, но для Баку взятые на себя обязательства никакого значения не имеют. Следовательно, независимо от того, когда и какие договоры подпишут когда-либо Армения и Нагорный Карабах с Азербайджаном, буферные территории должны оставаться буферными территориями в качестве важного элемента обеспечения безопасности населения Арцаха.
Вывод второй, который исходит из того, что Азербайджан вновь убивал мирных граждан и грозился бомбить Степанакерт. Значит, как учил свои службы Путин, а уж он в таких делах разбирается получше других, мочить надо даже в сортире: буферная зона при первой же возможности должна быть расширена. Если, конечно, хотим иметь право смотреть в глаза матери погибшего от азербайджанского снаряда 12-летнего Вагинака.
И НЕ ВАЖНО, ЧТО СКАЖЕТ МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО, ПОСКОЛЬКУ ВЫВОД третий из последних событий в том, что мировое сообщество ограничится, как обычно, только заявлениями и глубокомысленными умозаключениями о пользе мира в сравнении с войной. В худшем для нас случае. В лучшем - успешные военные действия могут принудить Азербайджан к капитуляции и избавить нас и остальной мир от еще одной головной боли.
Вывод четвертый – Эрдоган продолжает враждебную политику, не скрывает этого, нагло заявляя, что Карабах должен вернуться "к своему хозяину – Азербайджану", а потому Анкара "до конца" будет поддерживать Баку. Если так, то и нам нет нужды играть в дипломатический этикет, а надо всеми правдами и неправдами приблизить этот "конец". Ответом на откровенно враждебную политику может быть только откровенно враждебная политика, враги Эрдогана должны стать нашими самыми близкими друзьями. И если курды или кто-то еще что-то снова взорвут в Турции - просто пожелать курдам успехов в их дальнейшей национально-освободительной борьбе так же откровенно, как сегодня Эрдоган желает Баку успеха в убийствах армянских стариков и детей… Так откровенно, чтобы и до Эрдогана дошло, каково это, когда торжествуют на твоем горе.
Наконец, пятый, возможно самый главный вывод. События начала апреля снова показали, что наша самая большая сила – это наше единство. Единство армян Лос-Анджелеса, Парижа, Москвы, Бейрута, Еревана, Степанакерта…
Да, у нас есть союзники, но Эрдоган и Алиев – это прежде всего наше дело, наша проблема. Нам ее решать, и для достижения результата это единство, эту нашу главную силу Эрдоган и Алиев должны видеть перед своими глазами каждый день, в каком бы углу земного шара ни находились, как бы с ними ни заигрывали сильные мира сего. Видеть постоянно, не имея ни дня передышки, по крайней мере до тех пор, пока не ответят за свои преступления.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"