Новости Армении-NEWS.am представляет интервью с британским журналистом и писателем, старшим аналитиком Фонда Карнеги за международный мир Томасом де Ваалом.
- Недавно вы представили свою новую книгу под названием «Великая катастрофа: армяне и турки в тени Геноцида». В одном из интервью Вы отметили, что стараетесь заполнить пробел в литературе по вопросам, которые интересуют именно Вас. Вы разговаривали со многими людьми, изучили архивы. Что нового Вы открыли в армяно-турецких отношениях?
- Я узнал много нового в ходе исследования и написания книги, думаю, что узнают и читатели. Прежде всего, конечно же, я не первый исследователь, изучающий данную тему. Блестящая работа Татула Акопяна в его недавней книге «Армяне и турки». Я могу также упомянуть некоторых писателей в США.
Но давайте, я назову два факта. Первый - секретная встреча в Цюрихе в 1977 году между главой МИД Турции Сабри Чаглаянгил и лидерами трех армянских партий. Об этом писали в армянских мемуарах, но я впервые нашел турецкий источник, свидетельствующий о встрече, в лице помощника министра Октая Аксоя, который все еще жив и живет в Анкаре. Он рассказал мне о встрече, организованной в Нью-Йорке. Я рассматриваю 1977 как историю «упущенных возможностей». Армянам и туркам удалось встретиться и поговорить, но не удалось установить надлежащий механизм или продолжить диалог. Другой вопрос, который, по моему мнению, очень важен и заслуживает большего внимания — это так называемые «исламизированные армяне» Турции. В Турции живут много тысяч человек с мусульманскими именами, которые выросли как турки или курды, но осознают армянскую идентичность через родителей или бабушек и дедушек, которые остались в живых после 1915 года и воспитывались в мусульманских семьях. Я встречался с некоторыми из этих людей в Диярбакире, работая над книгой. Они знают, что они армяне и могут теперь говорить об этом, но едва ли они знакомы со своей культурой и языком. В Турции очень много таких людей с гибридными корнями. Как их назвать? Что может быть сделано для них? Это большой вызов, которому еще нужно противостоять.
- Как Вы считаете, сможет ли что-либо действительно заставить Турцию изменить отношение к вопросу Геноцида армян? Будет ли это возможно под давлением западных стран?
- Я считаю, что многое в Турции изменилась, и многие армяне не заметили этого. Изменения имеют малое отношение к давлению извне, кроме эффекта сближения с ЕС в начале 2000-ых. Это больше имеет отношение к «созреванию» в турецком обществе, где помнится мультикультурная идентичность османской эпохи. Курды сыграли ведущую роль в продвижении этого процесса. Турция теперь начинает вспоминать свою историю и иллюзию того, что история началась в 1923 году, развеяна. Соболезнования армянам, выраженные тогдашним премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в апреле прошлого года, являются симптомом этого подхода, наряду с повторным открытием армянских церквей и тем фактом, что в книгах, в настоящее время публикуемых в Турции, используется термин «Геноцид армян». Конечно же, это слишком медленно для большинства армян. И я очень сомневаюсь, что турецкое правительство использует слово «геноцид». Однако, сейчас возможно вести диалог в самой Турции и вовлечь турецкое общество в обсуждения.
- Каждый год армяне внимательно следят за речью президента США, надеясь услышать слово «геноцид». Как вы считаете, что произойдет, если Обама все же произнесет слово «геноцид»? Действительно ли это приведет к каким-либо изменениям в политике США или же это будет лишь словом?
- Я понимаю, что армяне Америки хотят, чтобы их президент использовал слово «геноцид», и, конечно же, президент Соединенных Штатов Рональд Рейган сделал это ранее. Но американский президент находится под давлением конкурирующих политических требований. Если почитать заявление Барака Обамы 24 апреля внимательно, они представляют собой полное и продуманное введение в суть того, что случилось с армянами, без использования слово «геноцид». Я сомневаюсь, является ли это настолько большой проблемой на самом деле, и я скромно предполагаю, что это не совсем здоровая ситуация, когда армяне ждут вердикта президент США, чтобы он рассказал им то, что они уже знают.
- Армяне знают лучше, чем кто-либо другой, что произошло в 1915 году и 1916 - то, что случилось с их бабушкой и дедушкой, прадедушкой и прабабушкой. Они также знают, на горьком опыте, что «великие державы» использовали армянский вопрос таким образом, что это не всегда помогало армянам. Разве не более важно иметь заявления представителей интеллигенции и историков, чем политиков?
- Я не думаю, что использование или не использование слова будет иметь юридическую силу, как Конвенция 1948 года ООН о предотвращении будущих геноцидов, а не механизмом для борьбы с прошлыми. Но, конечно, использование слова будет иметь политический эффект в Турции.
- Правительство Турции решило отметить 100-летие битвы при Галлиполи 24 апреля, в день, когда армяне отмечают 100-летие Геноцида армян. Как вы оцениваете этот шаг? Чего они добиваются, назначив эту дату: они хотели просто отвлечь внимание от мероприятий в Ереване или же продемонстрировать, что не боятся давления Запада? Принесет ли этот шаг дивиденды Турции?
- По-моему, очень жаль, что церемония памяти Галлиполи состоится 24 апреля. Иностранные гости неизбежно будут вынуждены выбирать между поездкой в Турцию или Армению. Было бы возможно провести церемонию на другой день и не проводить «исторический конкурс». Это признак нечувствительности со стороны турецких властей. Газета Today's Zaman недавно написала, что мероприятия в честь Галлиполи отменены. Сообщения опровергли, но я думаю, что это подтверждение того, что турецкие власти испытывают трудности в обеспечении приезда достаточного количества гостей. Кроме того, это показывает, что решение провести церемонию в эту дату было политической ошибкой.
Новости Армении - NEWS.am