Собеседник Первого Информационного – эксперт Фонда стратегических исследований Франции, политолог Кайц Минасян.
- Господин Минасян, в своем поздравительном послании президенту Сержу Саргсяну в связи с Днем независимости Армении президент Франции Франсуа Олланд пригласил Сержа Саргсяна во Францию. Тогда как в прошлом году министр ИД Армении Эдвард Налбандян в прошлом году заявлял, что в 2013г. Армения ждет Олланда с визитом. Почему президент Франции не принял приглашения Армении, но приглашает С. Саргсяна во Францию? Не в том ли причина, что с. Саргсян принял решение о вхождении в Таможенный союз?
- Причин много, и в их числе может быть и Таможенный союз. Олланд должен посетить также Турцию, и не хотел бы в этом плане ставить себя под давления. Или же знает, что если посетит Армению, то вынужден будет поехать также в Грузию и Азербайджан.
Однако, т.к. эти две страны находятся в периоде выборов, то он, вероятно, не хочет, чтобы его визит приняли за поддержку того или иного кандидата. По-моему, сейчас не самое удобное время для визита Олланда не только в Армению, но и в регион.
- Но в Турцию он поедет.
- Да, и для этого имеются разные причины. Существует вопрос Сирии, который на международной арене сейчас является приоритетным. У Франции и Турции много интересов в этом вопросе. Имеются и экономические проблемы, и в этом плане визит Олланда в Турцию важен. Но хорошо то, что это предложение Саргсяну сделано.
Мы знаем, что Армения важна для Франции по двум причинам: прежде всего – политическим, т.к. Франция имеет большое влияние на Армению, и в Армении у Франции большие интересы. Второй причиной опять является Сирия. Французы знают, что у Армении особое отношение к этой стране, и не исключено, что Олланд просто хочет узнать, какую позицию, мнение и предложения имеет президент Армении в сирийском вопросе.
Одна из причин, пожалуй, главная из них состоит в том, что скоро парламент Франции обсудит законопроект о криминализации непризнания Геноцида. И если этот законопроект будет включен в повестку дня и Олланд приедет в Армению, то будет вынужден говорить об этом вопросе. А Олланд хочет, чтобы эта резолюция была принята в более спокойной обстановке, без шума.
Если он приедет в Армению, то вынужден будет коснуться также этого вопроса, как в свое время Саркози приехал в Армению, говорил об этом, и мы увидели, что стало в результате. Олланд думает, как гражданин Армении, а Саркози – как армянин диаспоры. Саркози, как и армянин диаспоры, выказал более эмоциональное отношение. У Олланда в этом вопросе подходы более стратегические и политические.
- То есть, Олланд, тем не менее, хочет, чтобы этот законопроект был принят?
- Да, да, я уверен в этом. Нужно вспомнить все его заявления, просто он не хочет поднимать шум и создавать препятствия.
- А не унизительно ли, что президент Франции не принимает приглашения посетить Армению, вместо этого приглашает во Францию Саргсяна?
- Нет. Просто время не удобное. Он не отвергает предложение, особенно учитывая то, что сам приглашает Саргсяна. возможно, после президентских выборов в Азербайджане Ильхама Алиева тоже пригласит, однако, если он будет переизбран повсеместными нарушениями, то, будьте уверены, не пригласит.
- После 3-го сентября – заявления С. Саргсяна о вступлении в ТС, прошло много дней, прошло и шоковое состояние, и сейчас можно оценить трезво. Можете ли сказать, что сейчас думают в армянской общине Франции, вообще в политических кругах и Европе в связи с Арменией?
- Я не могу говорить от имени общины, однако, по моему мнению, армяне, будь они из Карабаха, Армении или диаспоры, имеют одну обеспокоенность – безопасность. Для любого армянина главный вопрос – это безопасность Карабаха и Армении. А если Европа не может гарантировать безопасность Армении, то говорить тут бессмысленно, т.к. мы увидели, что в 2008г. она никак не смогла воспрепятствовать удару России по Грузии, не смогла обеспечить территориальную целостность Грузии. Даже Америка не смогла обеспечить это. И армянский народ понял это.
В случае присоединения Армении к ТС будут трое виновных: первая – Европа, которая говорила, но ничего не сделала в плане безопасности Армении. Мы хотели услышать голос не только комиссара ЕС Фюле, но и голоса Германии, Франции, Англии, но мы их не услышали.
Вторая виновница, несомненно, - Армения: зачем годы к ряду вести переговоры с ЕС, если знаешь, что в конце скажешь НЕТ. Армения виновата, т.к. существующее олигархическое, феодальное положение с Таможенным союзом будет сохранено. Мы знаем, что если бы Армения пошла в направлении ЕС, то в государственной и экономической системах произошли бы большие изменения, а это не проистекает из интересов олигархии. В Армении экономисты стремятся в Европу, а олигархи – в Россию.
И третья виновная сторона – это Россия, которая рассматривает постсоветские республики как вассалов, а не суверенные государства. И если Россия хочет иметь большее влияние, должна изменить свои подходы, но при такой стране это невозможно. Особенно в случае Путина.
И проблема на самом деле – между Россией и Евросоюзом, а не между Ереваном и Москвой, или Ереваном и Брюсселем. Россия не хочет, чтобы постсоветские республики шли в Европу. Придя туда, эти государства станут правовыми, а это не исходит из интересов России.
Если Армения действительно присоединится к Таможенному союзу, то останется такой вот постсоветской республикой.
Армине Аветян, http://www.1in.am