Прошедший 27 июля Круглый стол по теме: «Армянская Община России: проблемы и решения» был организован редакцией Информационного Центра газеты армян России «Еркрамас». Участниками круглого стола стали эксперты Центра этнополитологических исследований: Лаврентий Амшенци (г. Гагра, Республика Абхазия), Арег Галстян (г. Москва, Российская Федерация), Сергей Камалян (г. Ереван, Республика Армения), главный редактор московского армянского издания «Юсисапайл» Давид Балаян (г. Москва, Российская Федерация), заместитель председателя Центра поддержки Русско-Армянских стратегических и общественных инициатив» Арам Хачатрян (г. Москва, Российская Федерация) и политолог, эксперт по региональным политическим вопросам Сергей Шакарянц (г. Ереван, Республика Армения). Ведущий круглого стола – главный редактор газеты и Информационного Центра «Еркрамас» Тигран Тавадьян (г. Краснодар, Российская Федерация).
Поскольку участники круглого стола проживают в различных странах, он был проведен с помощью интернет-связи. Ведущий задавал вопрос, на который участники давали свой ответ, после чего каждому из участников давалась возможность, при желании, прокомментировать ответ коллеги.
Предлагаем вниманию читателей стенограмму круглого стола без сокращений.
*************
ВЕДУЩИЙ: Как Вы можете оценить состояние Армянской общины России с точки зрения ее организованности и потенциала? Перечислите проблемы российского армянства, которые, по Вашему мнению, требуют первоочередного решения.
.
АРЕГ ГАЛСТЯН: Начнем с того, что в России, в принципе, нет общины. Известный американский политолог, профессор Джон Миршаймер, изучающий феномен лоббизма и национальных диаспор, дал четкие критерии, при наличии которых можно говорить о факте становления Общины как социально–культурного института:
- Наличие элиты, представляющей интересы той или иной этнической группы.
- Наличие центрального координирующего органа.
- Высокий уровень развития региональных отделений.
- Наличие правозащитных организаций.
- Наличие религиозных и культурных институтов.
- Наличие единой благотворительной организации.
- Высокий уровень вовлечения в общественную жизнь страны.
А теперь давайте проанализируем, что из вышеперечисленного имеется у российских армян и получим ответ. В России существуют отдельные «кланы» в классическом смысле этого слова. У общины проблем нет, ибо самой общины, как таковой, нет. Есть 2 миллиона этнических армян, не связанных друг с другом никакой идеей. Это главная проблема - отсутствие идеологической платформы. Решение данной проблемы - первостепенно. При этом, необходимо учитывать, что в России, где остро стоит национальный вопрос, весьма сложно решать вопросы внутренние, если нет определенного костяка, глубоко интегрированного в общественно-политическую жизнь страны. То есть, необходима элита, которая понимает и осознает ответственность, как перед своими соотечественниками, так и перед страной, где ты живешь. Сегодня такой элиты нет, соответственно решать вопросы высокого уровня невозможно.
.
СЕРГЕЙ ШАКАРЯНЦ: Сегодняшнее состояние в Армянской общине РФ, увы, не внушает оптимизма. И в первую очередь, именно с позиций её организованности, а вернее - самоорганизации, ну и, естественно, из-за состояния дел в деле самоорганизации - и с точки зрения потенциала общины. По сути, несмотря на учреждение в 2000 г. Союза армян России с широковещательными целями и задачами, никакой внутрироссийской самоорганизации общины на сегодняший день не произошло. И судя по разным проявлениям САР в самой Армении, значительная доля усилий руководства этой структуры уходит не на то, чтобы способствовать уменьшению проблем армян в России, а на то, чтобы САР «имел место» и какие-то функции (пусть и только представительские) в Армении. Но, а как же интересы российских армян, как же интересы граждан Армении, временно оказавшихся в РФ или даже переезжающих в Россию на постоянное проживание? Увы, трагедия с Грачья Арутюняном показала, что как посольство Армении заторможено действовало, так и САР оказался несостоятельным в самом простом вопросе - неоставлении нашего соотечественника один на один с трагическими обстоятельствами и их тяжёлыми последствиями. И это - только самый последний из примеров ненадлежащего отношения к проблемам наших соотечественников в России. Хотя - самый наглядный.
И, исходя из изложенного, уже само собой напрашивается, чтобы в числе первоочередных проблем российского армянства были перечислены как раз эти: 1) необходимость срочной внутренней самоорганизации общины; 2) тщательный анализ текущего состояния её потенциала и хотя бы примерный прогноз и план развития её потенциала.
Это не означает, что нет иных проблем - напротив, отдельной строкой следует выделить, например, вопрос социальной и правовой защиты, причём это, в первую очередь, касается армян-неграждан России, проживающих на территории РФ, так как армяне-граждане России всё-таки в основном пользуются комплексом предусмотренных российским государством мер и мероприятий по защите их прав, о чём, к примеру, свидетельствует прецедент 2012 г., когда и администрация области, и на самом высшем уровне сами власти РФ вступились за проживающего в Тульской области местного предпринимателя Г.Саркисяна, который, защищая семью, зарезал кухонным ножом трёх из четырёх вооружённых грабителей и практически был оправдан, несмотря на то, что эти трое скончались от ран.
Но пока непонятно, как всё это решать. Саркисяну в Тульской области в итоге - повезло, Арутюняну в Московской области - пока трудно сказать даже, что его ждёт. Уповать ли на принцип самоорганизованности на местах или всё-таки попытаться оздоровить и усовершенствовать, к примеру, тот же самый Союз армян России, коли он всё-таки существует? Вот тут - пока непроходимые дебри и, соответственно, непочатый край самой разнообразной работы.
.
СЕРГЕЙ КАМАЛЯН: В целом низкая организованность при очень высоком потенциале. Причины слабой организованности такого высокого потенциала больше исходят из особенностей страны пребывания, то есть России, страны экономически и идеологически несостоявшейся. Основные проблемы российского армянства мало чем отличаются от серьезных и известных проблем всего российского общества. Если говорить о специфических проблемах российского армянства, то это в первую очередь проблемы сохранения своей национальной идентичности и проблема общности самой общины. Как известно, сама община состоит из представителей не только различных социальных слоев и возрастных групп, но и различных исторических потоков эмиграции из Армении, от потомков эмигрантов в 11 веке, в связи с падением Анийского царства и до принявших гражданство России в последние двадцать лет, в связи с распадом СССР и событий последовавших за этим.
.
ЛАВРЕНТИЙ АМШЕНЦИ: Я бы отметил два момента.
Первый, имеется некая единая структура, которая опирается с одной стороны на каркасы региональный разрозненных диаспоральных объединений, а с другой стороны на авторитет немногочисленных «столичных» бизнесменов армянской национальности.
Второй момент - в фундаменте этой структуры нет поддержки широких слоев армянства России. Парадокс, но это так. Разрушив прежнюю малоэффективную систему, состоявшую из большого множества разрозненных организаций по всей России, сформировав жестко вертикально ориентированную структуру под названием Союз Армян России, руководству САР не удалось не только повысить ее эффективность, но и наоборот наблюдается деградация национального объединения.
С моей точки зрения, главная проблема российского армянства, как это ни парадоксально, необходимость формирования четкой, понятной идеологии с целью объединения армянства. Несмотря на наличие действующей организации Союз Армян России, задача объединения армянства России не решена.
.
АРАМ ХАЧАТРЯН: Состояние Армянской общины России с точки зрения ее организованности и потенциала оцениваю неудовлетворительно. Основными проблемами считаю: разобщенность армянских организаций России; отсутствие общероссийской координирующей структуры; плохое взаимодействие между армянскими организациями России; нежелание представителей крупного бизнеса профинансировать армянские программы и проекты в России; отсутствие информационного обмена между российскими армянскими организациями; отсутствия должного интереса к армянским организациям России со стороны официальных структур Армении; плохая организация мероприятий посвященных к 100-летию Геноцида армян в Турции.
.
ДАВИД БАЛАЯН: В силу традиционной для России централизации, столичный регион имеет особое значение, что неминуемо сказывается и на иерархии национальной жизни армян России. Ситуация с армянской диаспорой Москвы (во избежание путаницы я специально не употребляю термин "община", ибо есть структуры, использующие это название) не может не иметь доминирующего влияния на остальные регионы. А ситуация эта весьма плачевная, что обусловлено, на мой взгляд, как раз этим доминирующим положением Москвы. В развитие национальной жизни армян Москвы, переживших за 70 лет советской власти то, что можно назвать "белым геноцидом" (запрет на национальную общественную жизнь, образование, язык, прессу, и церковь), со дня ее возрождения постоянно вмешивались политическое руководство России и Армении, а также спецслужбы этих и других стран, работавшие через своих агентов влияния, и еще церковь с момента известного церковного раскола. В этом смысле Армянская диаспора Москвы достаточно хорошо "организована", чтобы максимально нивелировать потенциал проживающих здесь армян. И это, в свою очередь, влияет на состояние всей Армянской общины России, что и является ответом на первую часть сформулированного вопроса.
Что касается проблем российских армян, требующих первоочередного решения, то до тех пор, пока армяне Москвы не разберутся с нынешней ситуацией, конкретных решений, честно говоря, не вижу.
.
Комментарий Сергея Шакарянца к словам Арега Галстяна: Трудно согласиться с мнением первого коллеги. Армянская община в России БЫЛА и ЕСТЬ, как бы и кто бы ни оценивал её состояние. К тому же наличие этно-общины (в данном случае, не имеет значения, какой она национальной принадлежности) не обязательно должно означать полную тождественность целям и задачам этно-общин США или какой-то другой западной страны. Те, кто пытается навязать российскому армянству именно американизированно-вестернизированные модели этно-общины, видимо, просто игнорируют громаднейший историко-политический опыт той же армянской общины по вовлечённости даже в процесс управления государством. Мне достаточно привести пример канцлера графа Лорис-Меликова, чего, простите, ни один армянин не получал и не получит в США и т.д. Из стран Востока, напротив, можно приводить и приводить примеры наличия именно такого рода нац-элит, и как это ни покажется странным - даже из истории смертельного врага армянства, Османской империи. Впрочем, даже перечисленные г-ном Галстяном пункты, возможно, к его удивлению, формально наличествуют в случае с армянской общиной РФ. Иной вопрос - в каком состоянии данные категории, на какой процент всё это используется. То есть насколько де-юре заявленные организации и т.д. соответствуют в своей реальности фактической стороне дела.
В конце концов, мы даже не можем точно сказать, армян в России сейчас 2 млн. или больше, зато ярко заметно, что элита армян России - это реальная категория. И непонятно, о какой идеологической платформе говорит г-н Галстян. Например, если сравнить ситуацию с армянами-гражданами США, то эти наши соотечественники идеологически - НЕ АРМЯНЕ, в первую очередь, а граждане США. О том свидетельствуют мои же немалочисленные беседы с, казалось бы, небезразличными к проблемам Армении и Арцаха гражданами США и бывшими гражданами США - армянами по национальности. Допустим, полковник в отставке Мурад Мурадян (американской армии, естественно), Ричард Киракосян и др. И я не уверен, что нам было бы очень приятно, если армяне России в беседе с нами говорили бы, что они в первую очередь себя чувствуют русскими или россиянами. С другой стороны, мне бы лично не хотелось, чтобы армяне России, живя в РФ, допустим, становились бы в идеологическом плане благодатной почвой для спецслужб иностранных государств, выступающих против интересов России. И, наверное, не надо объяснять, почему, хотя отмечу - хотя бы потому, что сейчас Россия является страной, где проживает армян не меньше, чем в самих Армении и Арцахе. И в России - самая крупная по численности зарубежная армянская диаспора.
.
Комментарий Сергея Шакарянца к словам Сергея Камаляна: Не могу согласиться с точкой зрения моего коллеги г-на Камаляна. Всё познаётся в сравнении - сравнительно с какими странами он считает Россию государством "экономически и идеологически несостоявшимся"? Например, по сравнению с какой-нибудь Эстонией и т.д. Россия - сверхсильная страна, экономически намного более и ДАВНО (!) состоявшаяся. Идеология - иной вопрос. Я позволю себе оспорить тезис о том, что, допустим, сейчас современная Франция - идеологически состоятельная страна. Да? Это поэтому там происходит резкая поляризация общества на две крупные части - сторонников и противников традиционных брака и семьи?! Другое дело - есть или нет идеологемма внешней политики. Да, у стран Запада она прежняя - Восток это враг, потенциальный военный противник. Вот такого пока нет у России, хотя последние упрямые шаги США, кажется, уже сдвинули ситуацию к радикализации. Остальные же проблемы, указанные г-ном Камаляном в качестве проблем армян России, существуют только в его представлении. Как правило, субэтнические и "территориальные" различия между представителями одной нации на территории иной страны стираются, становятся несущественными. И примеры сосуществования выходцев из различных армянских исторических областей в той же России на протяжении как минимум 2-3 веков подтверждают мои слова. Я не уверен, что в среде, допустим, ростовских или армавирских армян в РФ сейчас очень существенной проблемой является то обстоятельство, что кто-то из них корнями - армяне Ани, а кто-то - армяне Нахиджевана...
* * *
ВЕДУЩИЙ: На федеральном уровне российское армянство представлено единственной организацией – Союзом Армян России, имеющем отделения в большинстве субъектов РФ. Тем не менее, о единстве российского армянства говорить не приходится, а в адрес САР раздается все больше и больше нареканий. Какие плюсы и какие минусы этой организации Вы могли бы выделить?
.
АРАМ ХАЧАТРЯН: Союз армян России (САР), по своему статусу является общероссийской общественной организацией, и согласно Устава САР в первую очередь защищает своих членов. У членов организации есть определенные права и обязанности. Считаю, что многие региональные организации САР в регионах действуют формально.
И ещё, кроме Ара Абрамяна, в Москве и России много крупных бизнесменов, но многие такими вопросами не занимаются. И было бы хорошо, если бы армянская диаспора России вынудила их создать на подобие "Клуба миллиардеров - азербайджанцев".
Вот здесь, я хотел отметить, что в настоящее время, почти 95% мероприятий азербайджанцев в России проводят на деньги этого Клуба. И вот наши оппоненты поняли суть и пошли правильным путем. "Клуб миллиардеров - азербайджанцев" (Союн Садыков, Алекперов, Агаларов и другие) выделяет деньги, а реальными и конкретными делами занимаются профессиональные люди, историки, писатели, деятели культуры. Но, они ещё умнее поступают, стали выделять деньги на работу российских историков. Вот яркий пример - Мейер. Турки в России очень спокойны, они же знают, что азеры отлично выполняют и эту работу - т.е. ведут информационную борьбу против исторической правды Геноцида армян в Турции.
Вот если бы мы тоже сумели создать такой же армянский клуб, то очень многое бы сделали. У нас нет системы взаимодействия с армянскими депутатами всех уровней России. Кроме того, считаю, что пришло время, чтобы мы создали объединенный армянский Центр России, для вхождения в международные армянские проекты (финансирование которых ведется за счет различных Фондов, в том числе Гюльбекяна).
.
АРЕГ ГАЛСТЯН: Прежде всего САР - это российская общественная организация. А с учетом российских политических реалий - она лишь инструмент определенного давления, если вопрос касается армянского населения. Второй момент - это организация одного человека, ее деятельность непрозрачна, ее финансовые возможности неизвестны. Кроме того у организации нет конкретной идеологической концепции, поэтому непонятно задачи какого характера она решает. Более того, необходимо понимать, что в любой "реальной" организации существует сменяемость, кто из вас знает, каким образом формируются кадры организации? Как избирают президента и на какой срок? Как распределены обязанности? Я, например, всего этого не наблюдаю, следовательно один вывод - это не организация, а один из институтов системы, где также все вышеперечисленные процессы не происходят.
.
СЕРГЕЙ КАМАЛЯН: Плюсы очевидны. САР решает определенные задачи сохранения армянской идентичности на уровне организации воскресных школ, культурных и прочих мероприятий. Но еще более очевидны минусы. САР - удобный инструмент в руках авторитарного российского режима для организованного подавления любых инициатив с мест, направленных на защиту прав армян как граждан России, на консолидацию армян, и тем более на лоббирование интересов Республики Армения. Также САР успешно используется Москвой для воспроизводства самого авторитарного режима. Резюме: Минусы САР как организации призванной защищать интересы армян-граждан России значительно весомее скромных плюсов.
.
ЛАВРЕНТИЙ АМШЕНЦИ: Сегодня в России не может быть объединения какой-либо национальной группы, если нет как минимум двух непременных составляющих: 1) Контролируемый российской властью руководитель и 2) Гарантии тотального контроля за деятельностью такого национального объединения.
Эти условия касаются любого народа, населяющего Россию. В Чечне появился Ахмад Кадыров, в Ингушетии сняли нежелающего плясать под «федеральную» дудку Героя России Руслана Аушева, взамен поставили полностью подконтрольного «силовика» Героя России (на Кавказе уважают только героев) Юнус-Бека Евкурова.
В аналогичной ситуации оказался и Ара Аршавирович Абрамян. Реализовав свою мечту по объединению разрозненных и слабых армянских организаций по всей России, создав с виду мощный САР, он сам оказался в тисках российской бюрократии и коррупции.
На местах (в регионах) дела обстоят еще хуже. Отделения САР активно участвуют в мероприятиях, проводимых властью. Так в феврале 2011 года в городе Магнитогрске между местным отделением САР и партией «Единая Россия» было подписано некое соглашение (http://sarminfo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=66:-l-r-&catid=39:2011-02-28-14-51-35&Itemid=79). Армяне Магнитогорска приняли решение активно участвовать в мероприятиях, проводимых местным отделением «Единой России» и приводить на них своих детей.
Представьте себе, наших детей они водят на мероприятия политической партии. Нас с вами упрекают в том, что мы не вступаем в САР, но наших детей используют. Более того, главный аргумент САР - мы общественная организация поэтому в политику не лезем, памятники национальным героям сносим - аполитично. А наших детей в угоду партии власти используют.
Новый парадокс в череде аналогичных. Плюс существующей системы, которая называется "Союз Армян России" в том, что ее руководители близки к власти. В критический момент они способны "постучать в дверь" Путина и чего-то там попросить.
Минус в том, что они намертво повязаны с властью. Повязаны бизнесом. Повязаны такими деньгами, за которые не снимают с работы, не лишают должности - головы летят.
.
СЕРГЕЙ ШАКАРЯНЦ: Плюс я вижу у САР пока лишь один: как-никак, но была предпринята попытка объединить все разобщённые и разделённые существенными расстояниями общины армян России. И даже - проявлена претензия на создание Всемирного конгресса армян, хотя, конечно, изначально было понятно, что армянские диаспоры вне России вряд ли пойдут "под" новую организацию. В конце концов, учредители САР явно недооценили значение и влияние традиционных армянских партий и организаций Дальнего Зарубежья.
А минусов так много, что, видимо, тоже достаточно сказать лишь о главном - САР так и не превратился в деятельную и влиятельную силу среди именно армян России. Я даже не говорю - в рамках Российского государства. Поэтому и получается, что один отдельно взятый учёный и политический деятель Чилингаров или министр иностранных дел Лавров сами по себе - ценность армянской общины России и сами по себе означают - уважение и влияние, а не потому, что являются или не являются членами САР. И могу повторить - трагедия с Грачья Арутюняном показала несостоятельность САР и его нынешнего руководства.
.
ДАВИД БАЛАЯН: Начнем с того, что единства нет в рамках Москвы; здесь, я бы сказал, ярко выраженный антагонизм отдельных групп. САР совершенно не заинтересован в улучшении работы среди армян Москвы и не случайно, что правление САР, тайком от общественности, ликвидировало свою московскую региональную структуру, особо позаботившись, чтобы не было утечки информации.
Те задачи, которые в свое время ставили перед создателем САР его вдохновители, эта структура в принципе выполняет - системный голос российских армян полностью управляем.
Несколько лет тому назад думалось, что САР возможно "арменизировать", а кадровый состав команды очистить от карьеристов, рвачей и прочего отребья. Но то, что есть - это сознательная политика и модернизация САРа не нужна его руководству.
Те нарекания, которые вызывает деятельность САР, высказываются теми, кто не учитывает его специфики, именно того, что Союз был создан для обслуживания российских властей. В этом плане у организации минусов нет, а плюсом было то, что несмотря на сверхзадачу кое-что делалось и в рамках армян Москвы (был Армянский дом, были члены, платившие взносы, система оповещения, курсы языка и т.п.).
.
Комментарии Сергея Камаляна к словам Арама Хачатряна: Не думаю, что причина учреждения "Клуба миллиардеров" в том, что наши оппоненты "дошли до сути". Более похоже на то, что Москве понадобился инструмент давления на И.Алиева, пыжащего дистанционироваться от России. "Клуб" сильно зависим от Кремля и антинационален по сути интересов тех, кого он представляет.
.
Комментарий Сергея Шакарянца: Я в целом согласен с точками зрения моих коллег, тем более что, в принципе, у нас нет расхождений по оценке деятельности самого САР. Однако позволю себе не согласиться с тем, что САР и конкретно Ара Абрамян являются "агентами влияния" российских властей внутри армянской общины России. Да, я помню истоки создания организации в 2000 г., помню, что приходили, "благословили", кое-кто из наших соотечественников толпился только ради того, чтобы сфотографироваться "рядом" с Владимиром Жириновским и т.д. Однако представлять дело так, что САР - это нечто общее для "Единой России" и ЛДПР, я бы не стал. Тем более что, как все мы знаем, те же Кадыров или Евкуров или, вот, Абдулатипов в Дагестане - конечно же, представляют центральную власть на местах и в силу этого, естественно, проводят решения Кремля в своих регионах. Но, позвольте заметить, власть, определившая Кадырова или Евкурова и др., в свою очередь, имеет перед ними обязательства. Я не вижу обязательств центральной власти РФ перед САР или лично перед Ара Абрамяном. А если же таковые всё-таки есть, то либо они касаются исключительно личных интересов главы САР, либо же настолько законспирированные, что армянская община России вообще не в курсе того, является ли САР ширмой для "управления" армянами России со стороны Кремля или же САР - просто какая-то часть чьего-то бизнеса, к тому же в основном нацеленного, напомню ещё раз, в большей степени на Армению, а не на РФ.
* * *
ВЕДУЩИЙ: Несколько дней назад в сети начался сбор подписей граждан РФ армянской национальности под Обращением, в котором предъявляются претензии к деятельности САР, в связи с чем президенту САР Ара Абрамяну предлагается уйти в отставку. Ара Абрамян уже ответил на это Обращение, заявив, что на «безответственные» заявления не отвечает. И все же, какой-то эффект (положительный или отрицательны) или влияние на деятельность САР инициатива рядовых граждан может иметь?
.
СЕРГЕЙ ШАКАРЯНЦ: При нынешнем порядке вещей в САР, вся ситуация может иметь одно продолжение - САР и его лидер будут продолжать терять позиции в армянской общине России. В конечном итоге, это рано или поздно приведёт к тому, что в Ара Абрамяне разочаруются даже те, кто с 2000 г., возможно, так или иначе, какие-то надежды с ним и с САР связывали. Не берусь говорить об отношении к нему и САР со стороны российских властей. Но убеждён, что откровенных головотяпов в российской власти гораздо меньше, чем в руководстве САР и даже руководстве Армении - а, должен заметить, в некоторые годы всё же были попытки со стороны властей Армении "попользоваться" площадкой САР и т.д., и т.п.
В принципе, если САР - реально существующая и деятельная структура, то в ней ничего страшного не может быть, если произойдёт смена президента Союза. В конце концов, его же, как-будто, избирали руководителем САР, и возможность переизбрания или смены президента САР - нормальное явление. Но если А.Абрамян столь резко и негативно реагирует на недовольство именно тех, чьи интересы вроде бы призван отражать и защищать САР, то это означает, что он относится к САР как к своей личной собственности. Следовательно, тысячи и десятки, если не сотни тысяч армян России, видя такое, рано или поздно открестятся от САР, даже если по состоянию на сегодняшний день всё ещё сохраняют некие организационные связи с Союзом.
.
СЕРГЕЙ КАМАЛЯН: Безусловно, обращение полезно и конструктивно. И само обращение и реакция САР на данное обращение вскрывают полнейшую несостоятельность САР, позиционирующей себя как организацию, нацеленную на защиту интересов армян-граждан России. Согласен с пароном Шакарянцом в части того, что одна из важнейших практических функций САР - инструмент давления на общество и власти Республики Армения в интересах Кремля. И этот факт глубоко парадоксален уже в терминах определения диаспоральной организации. То есть по сути САР - организация антидиаспоральная, потому как отличие Диаспоры от Общины по существу - дополнительная функция лоббирования интересов Отчизны в стране пребывания, в данном случае - в России. Здесь же получается картина полностью противоположная - Кремль успешно использует САР, как инструмент лоббирования своих интересов в Армении.
.
АРЕГ ГАЛСТЯН: Подобные инициативы полезны с точки зрения системного подхода к выражению недовольства. Пресловутый подход "Мердока". С точки зрения реальности, ждать каких-либо подвижек не стоит. Россия - это не то государство, где петиции и общественные заявления могут влиять на принятие решений. Мы можем сколько угодно говорить о том, что САР не эффективна, что господин Абрамян должен уйти, но нам необходимо думать, а что дальше? Решение данной проблемы одно и ее, к моему большому удивлению, озвучил сам лидер САР - создать альтернативу. Для создания подобной альтернативы необходимы новые люди, с другим мышлением, объединенные вокруг конкретной цели. Цель - найти новый вектор развития российского армянства, раскрыть и максимально использовать весь потенциал на благо общины и развития российско-армянских отношений. Данный вопрос необходимо решать, исходя из простой формулы: "отвергаешь - предлагай". Пока все в стадии становления, есть зачатки, но не более того. Когда у нас будет что "предложить", тогда мы сможем решить тот вопрос.
.
ЛАВРЕНТИЙ АМШЕНЦИ: Союз Армян России и армяне России - два разных полюса. В ответе на первый вопрос я уже говорил о том, что САР, как диаспоральная структура, опирается лишь на две составляющие: остатки конструкций ликвидированных в 2000 году региональных армянских общин, всех этих "севанов", "маштоцев", "крунков", "араратов" и прочих, а также на авторитет нескольких крупных российских бизнесменов армянского происхождения. Простой человек, даже если он член САР, ни какого влияния на деятельность этой организации иметь не может.
Самый простой пример это снос сочинским отделение САР памятника армянскому национальному герою, амшенскому армянину, генералу Андранику Озаняну. Одни члены САР этот бюст поставили, другие в панике от окрика со стороны кубанской власти, будучи повязанными с этой самой властью узами намного более крепкими (как оказалось) чем кровь - снесли. При этом часть далеко не рядовых членов САР громко протестовали против этого решения.
Коллеги говорят о том, что руководители САР не являются агентами влияния действующей в России власти. Но как мы тогда можем оценивать со стороны такие действия? Как мы, к примеру, можем оценивать со стороны действия того же самого скандально известного сочинского отделения САР, если в ответ на провокации со стороны приезжих граждан с Северного Кавказа армянская молодежь показала зубы и в ответ российская власть арестовала более 200 армян? Напомните мне сколько дней суды шли! Итог, убитый армянский юноша - наша гордость мастер спорта по тхэквондо Юра Гаранян, и осужденный на три года Андраник Инекчян, который вместе с друзьями пытался защитить свою семью. Почему этого парня посадили, хотя все прекрасно знают, что провокациями занимались не некие обезличенные "гастрабайтеры" с Северного Кавказа, а вполне конкретные, известные силы с того же самого Северного Кавказа.
Армяне России "ногами голосуют" против САР и его руководителей. В свою очередь эти самые руководители ушли в глухую оборону от собственного народа и не желают признавать ни сути проблемы, ни принимать мер по решению проблемы.
Я лично подписал это обращение не для того чтобы Ара Аршавирович ушел с должности Президента Союза Армян России, а чтобы он нас услышал.
Но господин Ара Абрамян посчитал меня "безответственным" человеком. Пусть будет так.
Поэтому эффекта на обращение не будет!
.
АРАМ ХАЧАТРЯН: По моему мнению, данное Обращение дало положительный результат. Положительной стороной является то, что дало толчок к широкому обсуждению данной темы, как в России, так и за её пределами. Мне представляется, что САР из данного Обращения сделает определенные выводы. Боюсь, что в случае не изменения своей политики и продолжение нынешней деятельности организации, САР ждет полный застой.
У меня есть определенные предложения: Считаю, что необходимо заранее создать Оргкомитет по созыву I съезда армянских организаций России. И в период подготовки к данному съезду, разработать новую стратегию деятельности армянских организаций России.
И ещё дополнение: следует понимать, что для деятельности любой организации необходимы финансовые средства. Для создания новой организации, необходимо в первую очередь определить источники их финансирования. Армянская община России, при желании может создать и другие общероссийские организации, но в конечном итоге, без должного финансирования, они все через некоторое время станут мертвыми.
.
ДАВИД БАЛАЯН: На это Обращение уже было три ответа: ответ Абрамяна и его замов Муканяна и Агаяна (все они были опубликованы в "Юсисапайле"). Поскольку два последних делали упор на анонимность автора Обращения (в Москве, видимо, не нашли Ростома Заваряна), я даже хотел объявить себя автором, раз для них столь важен этот момент.
Хорошо, что инициативу поддержали армянские СМИ и благодаря этому впервые САР отреагировал на подобное явление. Но сама реакция руководства САР не оставляет сомнений в том, что никакого эффекта (ни отрицательного, ни положительного) не будет.
.
Комментарий Давида Балаяна: Уважаемый коллега Сергей Шакарянц написал: "Однако позволю себе не согласиться с тем, что САР и конкретно Ара Абрамян являются "агентами влияния" российских властей внутри армянской общины России".
На первом учредительном собрании в Петрово-Дальнее был озвучен проект решение съезда о единодушной поддержке армянами кандидатуры В.Путина. На это возразили делегаты из региона, которым руководил Титов, тоже выставивший свою кандидатуру в президенты - они должны были естественно голосовать за своего Титова. На что тогдашний главный идеолог Андраник Мигранян заявил: "Мы сегодня именно для этого и собрались. Если такого решения не будет, остальное бессмысленно". Хотя голосования по решению не было, оно было опубликовано в газете "Лига наций", спонсировавшейся А. Абрамяном.
.
Комментарий Лаврентия Амшенци: При всем уважении лично к Араму Хачатряну, понимая его озабоченности и по поводу необходимости финансирования инициатив в рамках общины, хочу сказать. В вопросах финансирования необходимо искать примеры зарубежных армянских общественных объединений. К примеру, критикуемую коллегами, якобы "не армянски" мыслящую американскую. Да, они мыслят иначе. Может быть Национальный герой Армении Кирк Киркорян больше американец нежели армянин, может быть Национальный герой Армении Шарль Азнавур больше француз нежели армянин. Но я простой российско-абхазский амшенский армянин практически ЕЖЕДНЕВНО получаю на электронную почту, в Twitter, на Facebook приветствия от Армянского комитета Америки с просьбой оказать помощь в финансировании тех или иных инициатив. Я могу раз или два проигнорировать этот призыв, но уже на третий раз, я прохожу по присланной ссылке, заполняю простенькую форму и перевожу на мой выбор 10, 20, 50, 100, 1000 или больше долларов. Меня ЛИЧНО благодарит Арам Хампарян - руководитель этой структуры.
Креативно, по-американски, не по-армянски. Руководитель армянской организации лично приходит в мой дом, просит оказать содействие, благодарит за участие, даже если я проигнорировал его просьбу.
А в САР действуют по-армянски, применяя формулу "вы армяне - вы обязаны сами прийти и предложить свои услуги". Здравствуйте! Вы за кого себя принимаете?
.
Комментарий Сергея Шакарянца: Я с удовольствием констатирую, что в главном - в оценке САР и последствий Обращения группы граждан об отставке Ара Абрамяна, у нас практически совпадение взглядов и подходов. Но, вынужден чуточку подправить г-на Камаляна - САР не используется властями России для давления на Армению. Зато является неплохой ширмой для семьи Ара Абрамяна, когда у неё появляются