Этот ансамбль покорил пространство народного танца, основал неведомую территорию без границ, разрушил эти самые границы между действительностью и сценической реальностью. Государственный ансамбль танца Армении - это яркие страницы в истории армянского искусства, прекрасные минуты истинных открытий. Когда город украшают афиши, извещающие о его выступлении, то за две-три недели до концерта в кассе не остается ни одного билета. Потому что когда ансамбль на сцене - это действительно красочное зрелище, это торжество танца.
Мужественный, победный танец, жемчужина фольклора "Берд", открывающий программу, сменяется грациозным танцем девушек, затем, сменяя одна другую, возникают картинки народной жизни, шуточные сценки, заражающие задором, фантазией и страстью. Это не этнографические "музейные" экспонаты, а живое искусство, полное огня, заразительности, трепетности. В этих разных по жанру и масштабам постановках живо и зримо переданы грани национального характера. Заразителен танец, и без восторга невозможно смотреть ни один номер.
В этом ансамбле главенствует принцип: "Все должны уметь все!" Сегодня ты солируешь, завтра - в едином строю, который танцует как один человек. А это возможно только при блистательном владении техникой танца, единой школой. Потомки собьются со счета, восстанавливая и классифицируя десятки танцев этого коллектива, а для нас, современников, классикой жанра останутся "Берд", "Сардарапат", "Танец с саблями", "Энзели", "Танец кинто", "Эривань", "Шуточный танец", "Арцахи"... Эти танцы принесли безоговорочное всемирное признание, завоевали любовь многомиллионного зрителя как в республике, так и за рубежом.
Первая программа ансамбля - это результат подвижнической деятельности талантливого балетмейстера Ильи Арбатова (Якубяна). Через год после создания ансамбля его участники уже демонстрировали свое искусство не только в республике, но и во многих городах Советского Союза, а затем слава ансамбля перешагнула границы нашей страны. Первые зарубежные гастроли прошли в Ливане, Сирии, Ираке, Египте, Алжире, Марокко, Тунисе, затем - в Европе. И всюду - заслуженный успех, восторженные оценки специалистов. "За свою долгую жизнь я видел выступления многих танцевальных ансамблей, но то, что показали артисты армянского народного танца, превосходит выступления всех остальных танцевальных групп", - писал египетский искусствовед Фархи Баруджи.
Нередко первая встреча с артистами ансамбля для зарубежных зрителей была и первой встречей с армянами вообще. Ансамбль знакомит зарубежного зрителя с тем, что нам дорого, что представляет наиболее характерные черты армянского искусства. Нужно ли говорить, как важна эта благородная миссия?
Первые успехи ансамбля стали основой для усложненных программ, в которых отдельные номера тематически и стилистически объединялись в целостное представление. С приходом в ансамбль в 1968 году в качестве художественного руководителя мастера национальной хореографии, народного артиста республики Вануша Ханамиряна почерк ансамбля становится все более устойчивым и каллиграфическим. Сущность его метода - в свободном раскрытии каждого дарования при единстве стиля и уникальности исполнительского уровня, в сотрудничестве заслуженных мастеров и совсем юных артистов. Репертуар ансамбля обогащается развернутыми композициями, обращенными к героическим страницам истории, быту, нраву, к духовному складу народа.
С новой программой ансамбль расширяет масштабы своих гастрольных поездок, завоевывая сердца все новых зрителей. Франция, Афганистан, Ливан, Египет, большое турне по Латинской Америке - везде ансамбль вводит публику в свой мир, где ощутим дух народа, его культура, вкус. "Легендарный дебют" - так оценила латиноамериканская пресса те гастроли.
Начало 70-х прошлого века связано с триумфальными гастролями ансамбля по 13 штатам Америки: Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Лос-Анджелес, Чикаго... А спустя короткое время последовали концерты в Канаде, Франции, Бельгии, Англии, Дании, Швейцарии, Мексике и снова в США. Это был период подлинного триумфа армянского танцевального искусства.
Почему армянский танец покорил мир? Именно благодаря своей национальной самобытности. "Даже не будучи армянином, трудно не поддаться зову этих сильных и пламенных танцев. Энергичные, гибкие, веселые - все это дух народа, который выражается в мощном порыве радости", - писала французский искусствовед Моника Пантель. А выступление армянских артистов в престижном зале Нью-Йоркского "Карнеги-холла" перед американскими зрителями и нашей диаспорой заставило зрителей глубже вдуматься в природу национального искусства, выраженную танцем, в особую его театральность, неповторимые ритмы, пламенный темперамент. Да, они танцевали как истинные звезды, как верные дети национальной танцевальной школы. Творили, открывая новую страницу в истории культурных отношений между Арменией, США и диаспорой, возвращая наших соотечественников на родную землю.
90-е годы, по известным причинам, - самый тяжелый период в жизни Государственного ансамбля танца. Именно в этот период коллектив возглавил легендарный артист, танцор Сурен Чанчурян. С его деятельностью в качестве художественного руководителя ансамбль открывает новую страницу в своей истории. Перед коллективом стояла непростая задача: не только выжить в условиях новой социально-экономической ситуации, но и найти в себе силы создать новаторские интерпретации на основе народной и классической музыки.
Сурен Чанчурян целиком посвящает себя возрождению ансамбля, привлекая для этой цели лучших композиторов, художников, хореографов, танцоров. Один за другим начали появляться новые номера. Композиции, позы, жесты, костюмы, выполненные одаренными художниками, - все несет на себе печать изысканной красоты. За острой характерностью пластики, за виртуозностью исполнения, за щедро рассыпанным блесткам юмора не исчезает подлинная народность. Все это и позволило ансамблю вновь начать активную гастрольную жизнь.
Репертуар ансамбля особенно активно обновляется в последнее 15-летие усилиями главного балетмейстера, прекрасного хореографа Асатура Карапетяна, не скованного никакими стандартами. Каждый танец - это вдохновение, пластическая песня тела при общем единстве стиля. Добивается он этого кропотливым трудом. Достаточно посмотреть, с каким мастерством отшлифованы жемчужины армянских танцев, инструментальных мелодий, образцы деревенского и городского танцевального искусства! Какой тонкий вкус в костюмах, созданных художниками Сааком Мурадяном и Рубиной Оганесян, где каждая деталь продумана и выверена. Глядя на эту красоту, на это буйное танцевальное действо, не задумываешься над тем, какие усилия были приложены до выхода ансамбля на сцену.
Проходят годы, а на сцене царит стихия парящего танца, юной непосредственности, стремительного движения, напоминающая увлекательную игру. Поразительно, что ни один из прежних номеров не устарел и поныне. Каждое выступление открывает "Берд" - один из первых номеров ансамбля. Далее следует "Сардарапат" (музыка народная), "Танец с саблями" (музыка А.Хачатуряна), "Энзели" (музыка А.Спендиарова), "Танец кинто" (музыка Хачатура Аветисяна) в постановке Вануша Ханамиряна или же постановки самого А.Карапетяна, в которых он не только продолжает лучшие традиции армянского танцевального искусства, но и придает им современное звучание. Это танцы "О, Страна армянская", "Раздумья", "Муш", "Саят-Нова", "Эривань", "Шуточный танец", "Весенние грезы", "Этнографический танец", "Арцахи". При постановке и воплощении каждого из них учитывается сложный комплекс тесно переплетенных национальных традиций - духовных, культурных, художественных. Свои плоды приносит сотрудничество постановщика с композитором Ара Геворкяном, художественным руководителем ансамбля народных инструментов и композитором Айком Григоряном.
Мне памятно каждое выступление несравненного Петроса Гарибяна. Он парит над сценой в могучих прыжках, напоминая своим танцем величественный полет орла в бездонном небе. Тончайшей пластической культурой восхищают зал и другие солисты - Араксия Бахшян, Асмик Мартиросян, Лилит Казарян, Лусине Кургинян, Сергей Сароян, Мгер Петросян, Арсен Закарян, Альберт Амбарцумян, Карине Казарян, Сос Барсегян. Под стать им и более молодые артисты.
Конечно, нынешние исполнители ранних номеров привносят многое не только от своей индивидуальности, но и от времени, в котором они живут, от той пластики, что свойственна сегодняшней молодежи. Но основа - художественная мысль, заключенная в близости народному характеру, стремление создать иллюзию сиюминутного рождения танца как бы на глазах у зрительного зала - неизменно передается из поколения в поколение.
Особая миссия бесперебойной работы коллектива лежит на молодом директоре ансамбля Эрике Чанчуряне. Благодаря его усилиям приобретаются дорогие костюмы, заключаются договоры о гастролях, решается масса организационных вопросов, без чего трудно обеспечить нормальную жизнь ансамбля, встречи с которым всегда обещают нам радость новых открытий.
Наталия ГОМЦЯН, "Голос Армении"