Вечером 22 ноября грустная весть распространилась среди поклонников джаза: в Нью-Йорке на 81-м году жизни умер легендарный барабанщик Пол Мотян. Как сообщил его друг и партнер, знаменитый саксофонист Джо Ловано, легендарный музыкант скончался в больнице "Маунт Синай" от болезни костного мозга. Ту же информацию сообщил пресс-секретарь европейской фирмы грамзаписи ECM, с которой Мотян успешно работал на протяжении трех с половиной десятилетий.
Стопроцентный армянин по происхождению, Пол Мотян часто говорил в интервью западной прессе, что его фамилия Motian должна была бы произноситься "Мотян", как и полагается по правилам языка его предков, но уж очень удачно американское прочтение фамилии (Моушн) совпадало со звучанием английского слова motion - движение. Вообще вопрос его происхождения и национальной принадлежности давно интересовал всех. Но все сомнения развеяло данное им однажды пространное интервью корреспонденту журнала Down Beat и одному из авторитетнейших людей в мире джаза, Говарду Менделу, в котором он рассказал о своей семье и о том, что прекрасно говорит по-армянски. Правда, как он сам признается в том же интервью, говорит он на каком-то очень редком наречии, которое понимали только жители села, уроженцами которого были его родители. Ну а дальнейшее развитие судьбы его семьи очень схоже с сотнями тысяч таких же семей: 1915 год, чудесное спасение, эмиграция в Америку и превращение Мотяна в Моушна...
Роль Пола Мотяна в истории музыки не ограничивается вкладом только в джаз: он, например, играл в 1968-69 годах с фолк-певцом Арло Гатри (сыном провозвестника фолк-движения - певца "песен протеста" 40-х Вуди Гатри) и даже выступил с ним на легендарном рок-фестивале в Вудстоке летом 1969г. А играть он начинал на гитаре, пробовал, пытался, затем перешел на фортепиано, но тоже без особого успеха. Третья попытка войти в мир музыки с помощью ударных увенчалась успехом, да еще каким!
Настоящую славу Мотяну принесла работа в трио великого джазового пианиста Билла Эванса, которая раз и навсегда изменила стандартный формат джазового фортепианного трио, сделав басиста и барабанщика не просто аккомпаниаторами, а равноправными партнерами пианиста и создателями музыки. Трио Эванс - ЛаФарро - Мотян буквально перевернуло мир джазовой музыки. Революционным было и его сотрудничество с двумя другими значимыми пианистами - Полом Блэем и Китом Джарреттом. Вообще за годы своей творческой активности он выступал с многочисленными и такими разными по стилистике звездами джаза, как Сонни Роллинз, Телониус Монк, Джо Ловано, Хэнк Джонс, Карла Блей, Чарлз Ллойд, Чарли Хейден, Билл Фризел и другими, а в 80-е годы Пол создал и свой собственный коллектив - The Electric BeBop Band, с которым выступал практически до последних дней своей жизни.
...Пол Мотян родился в Филадельфии в семье выходцев из Западной Армении 25 марта 1931г. и вырос в Провиденсе - столице самого маленького штата США, Род-Айленда. Когда началась корейская война, Пол решил пойти добровольцем во флот и два с половиной года плавал вокруг Европы в составе адмиральского оркестра Седьмого флота США. После морской службы он переехал в Нью-Йорк, где играл со множеством известных музыкантов, среди них Гил Эванс и Арт Фармер, Ли Кониц и Джордж Расселл. Постепенно он из успешного аккомпаниатора вырос в самодостаточного лидера, найдя свое место в истории уже не как член чьих-то ансамблей, а как активный и полноценный созидатель. Коллектив Пола Мотяна в версии начала 90-х балансировал на грани современного пост-бопа и даунтаун-авангарда, и всегда с какими-то отклонениями от общепринятых норм и форм. А еще про Мотяна всегда говорили, что он играет, будто рисует, причем в манере экспрессионистов или даже абстракционистов. В одном из старых интервью он признавался, что почти никогда не репетирует с составом: "Мы просто собираемся часа за два до начала концерта, обговариваем какие-то основные этапы выступления, выходим на сцену и играем". А играть он любил. Даже в клубах, где все всегда заранее обговорено с менеджерами, он мог затянуть свои выступления намного дольше. А критики всегда отмечали его работу в качестве бэнд-лидера как высококлассную и богатую по содержанию.
Мотян сделал для развития игры на барабанах гораздо больше, чем любой другой барабанщик. Он крайне серьезно подходил к звучанию своего инструмента, выразительные средства для которого подбирал и оттачивал десятилетиями. Например, на одной из своих тарелок он играл с 50-х годов; она давала именно тот звук, который ему был нужен. У него был очень осторожный, вкрадчивый стиль игры, но внутри него музыкант был свободен.
Он писал много музыки для своего бэнда, хотя, как он сам признавался, мелодии возникали сами собой, он никогда не писал их специально. "Я мог часами сидеть перед фортепиано и перебирать клавиши. Иногда неделями ничего путного не получалось. А иногда концепция произведения рождалась сама собой". Мотян всегда утверждал, что играет свою музыку, если даже автором той или иной темы был не он. Он обычно пропускал ее через свое видение, вносил в нее столько своих личных переживаний, эмоций и элементов, что мелодия превращалась в типично мотяновскую.
В последние годы стареющий барабанщик уже не гастролировал и практически не играл за пределами Манхэттена, где около четырех десятилетий жил в полном одиночестве в скромной квартире, расположенной в весьма престижном районе Нью-Йорка. Но все эти годы он регулярно выступал в клубе Village Vanguard, где, как он считал, мог лучше всего слышать звук своих барабанов.
Мотян всегда выбирал себе в партнеры интересных музыкантов, вне зависимости от возраста, опыта и тем более званий и регалий. Единственным для него критерием было их собственное творческое лицо и оригинальная манера мыслить и играть. За годы своей творческой жизни он вывел на сцену и дал путевку в жизнь многим сегодняшним кумирам мирового джазового сообщества. Достаточно сказать, что именно Мотян "вывел в люди" сегодняшних суперзвезд джаза - гитариста Билла Фризелла и саксофониста Джо Ловано.
У одного из лучших джазовых барабанщиков и перкуссионистов всех времен, Пола Мотяна, было множество различных наград за свою долгую творческую деятельность. Последняя награда была вручена ему Международной ассоциацией джазовых журналистов в начале 2011 года. Он заслужил ее за свою многолетнюю деятельность в области развития джаза.
Все, что делал Мотян, он делал, полагаясь лишь на свое вдохновение и полет фантазии, на отточенные с годами мастерство и технику, и не любил расписывать детали, продумывать что-либо заранее, а меньше всего он любил анализировать собственную игру после выступления или рекорд-сессии. На сей счет у него была любимая история. Он рассказывал, что однажды после записи в студии к нему подошел великий пианист Хэнк Джонс, отозвал его в сторонку и таинственно прошептал: "Я знаю секрет твоей игры!" - после чего, не сказав больше ни слова, удалился. "Так я и не узнал, что же он имел в виду!" - со своим характерным резким смехом добавлял Мотян.
Влияние Пола Мотяна ощутили на себе многие сегодняшние звезды джаза, он вел их вперед, указывал новые пути развития жанра, учил разработанной им самим технике игры на ударных. Своим творчеством он двигал музыку вперед. На таких, как он, и держится джаз, да и вообще искусство.
Армен МАНУКЯН, "Голос Армении"