Семь месяцев хочу написать о происходящем в Армении. Вроде каркас готов, остаётся лепить, сажусь писать и бах, рушится все как карточный домик. Так на протяжении всего времени. Единственное, что остается неизменным - это ощущение постановочности сцены и вопросы: кто сценарист и какова цель.
Время, когда окончательно сформируется новая действительность (выборы в парламент, избрание премьера), почти совпадает по срокам зачатию и рождению ребенка. Но родится явно не Ваагн.
Кто родится и что происходит на самом деле?
С первых дней этих событий мы сталкиваемся с управляемым массовым помешательством, сопровождаемым не характерным нам агрессией и безнравственностью.
Использование детей, выкрикивающие толпы сильно напоминающие наших соседей во время погромов, траурные ленточки по живым но, неугодным толпе политикам, агрессия в социальных сетях, где мат льется, и смешались кони люди… и наши женщины, которые так еще не опускались. Я не помню, чтобы армянин прикрывался детьми. И возможно ли это, как минимум, без молчаливого одобрения властей? Сомневаюсь. Тоталитарный, криминально-олигархический режим, который назначает директоров и учителей вдруг оказался бессильным? Либо не было такого режима, либо сам режим и сделал это маленькое кровопускание. Можно исписать сотни, тысячу листов бумаги, описывая все происходящее, начиная с апреля и заканчивая сегодняшним днём. Но суть не изменится. Каждый эпизод самопровозглашенной революции напичкан противоположностями. На грани абсурда и помешательства. Здравомыслящий человек понимает, что с нами играют и происходит что-то опасное. Но отсутствие информации на фоне ее переизбытка не дает полностью понять происходящее.
Много раз пытался представить всю хронологию и связать с тем, что происходит в мире, с отдельными заявлениями тех или иных акторов. Все как в лабиринте. Вроде всё ясно и виден выход, но снова запутываешься в этих узких коридорах.
Мы давно ждём рождения Ваагна. Но каждый раз получаем рождение хаоса. АОД-овская вакханалия тому подтверждение. Говорят у женщин длинные волосы и короткая ум. Видимо у народных масс он ещё короче. Иначе первое, о чем толпа должна была говорить – нет, кричать, это не о последних двадцати годах, а о предшествовавших им семи. Немало написано об этом и, я думаю, ещё тысячи томов напишут о времени чудовищного и целенаправленного уничтожения всего, о сотнях тысяч погубленных судеб. Эта катастрофа по масштабам сопоставим только с Геноцидом. Даже Великая Отечественная война, забрав столь огромное число сынов Армении, не оставила такого чудовищного следа, который вот уже почти 30 лет неизгладим. Но, о чудо! Всеобщая амнезия и «народоизбранный Ваагн» набрал в рот воды. Случайность?
И таких «случайностей» безмерно много. Именно это и не даёт понять, запутывает нас. Хотя судя по вялой реакции на «революцию» со стороны России, Запада и других игроков, им известно гораздо больше, чем нам, простым обывателем, на которых и ляжет весь груз того, что сейчас происходит в Армении.
Зато на этом фоне свирепствуют секты и сексуальные меньшинства. Для многих представителей этих сообществ изменение ситуации (իրավիճակ է փոխվել) сопровождалось немыслимыми взлетами. Кто-то занимает высокие посты, кто-то обсуждает какие-то сакральные и неизвестные нам темы с министром науки и образования, а кто-то просто бьет полицейских. Все это в логике вещей конечно. Если можно убить полицейских и выйти на свободу, то почему нельзя их просто бить? Не всем конечно, это для избранных. Разумеется, по законам физики, если где-то прибывает, то где-то убывает. Отсюда нападки и карательные походы на церковь, на героев и участников арцахского освободительного движения.
Принцип хлеба и зрелищ работает с незапамятных времён. Но у нас все чаще практикуется зрелище без хлеба. Что ни день, то дешёвые представления. Истеричные бессмысленные крики и возбужденные толпы в социальных сетях. Иначе нельзя их называть. Как может здравомыслящий человек оправдывать абсурдные, опасные, порой враждебные изрыгания новоявленных «спасителей». Люди пытаются фейковую революцию поставить выше, чем арцахское освободительное движение. Движение, которое вопреки целенаправленной политики уничтожения Армении, как извне, так и изнутри, спасла и расширила ее границы. Белые-черные, ньювасюковские лозунги и угрозы… Список каждый может продолжить сам.
Театр абсурда. И всеобщее помутнение сознания.
Возможно, перед страной стояли серьезные вызовы и чтобы избежать катастрофы сыграли этот спектакль. Как-то больно много внезапных личностей на политической арене предшествовало «революции». Карен Карапетян, Армен Саркисян. Причем, последний, как-то странно вписался в новые реалии и непонятно - играет он роль английской королевы или более существенную, но скрытую от общественности роль? Если это спектакль, то его адресаты сразу для себя все выяснили. За искусственной стеной враждебности остались мы: белые и черные, бритые и не бритые, революционеры и контрреволюционеры. Оправдывает ли цель средства?
И так, гадаем как на кофейной гуще. Каждый день, ожидая новых сюрпризов и головоломок. Как будто видим дурной сон, ожидая, что вот-вот все закончится. Ведь наяву не может происходить все то, что мы наблюдаем. Столько и сразу.
Я не верю в роль личностей и в то, что они могут изменить историю. Личности подобного масштаба лишь аккумулируют чаяния масс, народов. И справедливо изречение, что каждый народ заслуживает свое правительство. Мы заслужили Левона Тер-Петросяна. Он и его свора были барометром нашего общественного сознания. Грабеж, коррупция, воровской романтизм, цеховики и прочее, что было в последние годы в советской Армении, не могли породить иного. Мы его создали и сами и поплатились за это сполна. Человек всегда платит за содеянное. Кто-то это считает божьей карой, кто-то законом жизни, бытия. Но когда-то приходится платить по счетам. Народам и странам так же.
Мы заслужили и преемников ЛТП в прямом и переносном смысле. То, что сегодня происходит, несмотря на всю противоречивость, запутанность, а порой и абсурдность, закономерно. И мы это тоже заслужили.
Остаётся только уповать на Бога, на собирательный разум, на грабли истории, что без катаклизмов проедем ее очередной крутой поворот.
Каждый из нас ответственен за это и перед собой и перед своими потомками.
Аль Гмпстани