Сегодня один из старейших армянских театров, единственный государственный за пределами Армении, Тбилисский армянский театр имени Петроса Адамяна переживает один из сложнейших периодов в своей истории.
Театр был основан в 1856 году выдающимся режиссером Геворком Чмшкяном и стал поистине центром армянской культуры на Кавказе и, одновременно, стартовой площадкой для многих выдающихся деятелей армянского театрального искусства. До марта 1936 года театр функционировал на базе одного из лучших театральных зданий в мире, ныне Грузинского академического театра имени Ш.Руставели, построенного на средства известного армянского мецената и театрала Исая Питоева в 1901 году. Тогда на сцене Артистического общества блистала Вирджиния Мамулян – мать великого американского режиссера Рубена Мамуляна, одного из основателей Голливуда. В мае 1921 года театру был присвоен статус государственного. На его сцене игрались спектакли, как на армянском, так и на грузинском и русском языках. В марте 1936 года армянская труппа была переведена в новое здание на Авлабаре, в стенах которого и продолжилась его история под именем Степана Шаумяна. Под руководством художественного руководителя Левона Калантара театр стал истиным лидером по числу премьер и аншлагам на спектаклях. В театре играли Шекспира, Шиллера, Мольера, Грибоедова, Гоголя, Островского и, естественно, любимца тбилисского зрителя – Габриэла Сундукяна. На его сцене в разное время блистали такие корифеи, как Ваграм Папазян – лучший Отелло в истории мирового театра, Бабкен Нерсесян, Дори Амирбекян, Артем Лусинян и другие. За честь считали участие в спектаклях армянского театра и выдающиеся деятели грузинской театральной культуры. На протяжении многих лет часть спектаклей из-за перегрузки основной сцены игралась на подмостках Русского театра имени А.Грибоедова. С развалом СССР театру было присвоено имя Петроса Адамяна – первого армянского Гамлета.
Все осталось в прошлом. Из жизни ушли те, кто составлял славу театра, классика была вымещена постановками местных авторов на востребованную нынешним зрителем значительно более легкую тематику. С закрытием в последние годы большинства армянских школ Тбилиси спектакли шли при полупустом зале. Не могли не сказаться на популярности театра и регулярные скандалы с изгнанием из театра известных режиссеров и администраторов. С 2010 года из-за аварийного состояния здания театр фактически прекратил свое существование, если не считать редких спектаклей на арендуемых сценах и в помещениях районных домов культуры. Экспертиза состояния фундамента и стен здания подтвердила его критическое состояния и нецелесообразность восстановления.
Что делать и как быть? И это при том, что известный меценат, лидер партии «Грузинская мечта», пришедшей на смену саакашвилевскому режиму, экс-премьер Бидзина Иванишвили предложил помощь в восстановлении театра в необходимом для этого объеме при условии партнерского участия государства в лице Министерства культуры. Необходимо отметить, что Бидзина Григорьевич Иванишвили оказал неоценимую финансовую помощь и в осуществлении проектов реабилитации тбилисских армянских храмов Сурб Геворк и Норашен.
Истина проста – театр не должен погибнуть, но решение его судьбы и фактического возрождения должно приниматься исключительно на основании общественной дискуссии с привлечением всех заинтересованных сторон. Мы уже провели консультации на эту тему с генеральным директором Международного гуманитарно-благотворительного Фонда «Карту» Никой Чхетиани – основным спонсором проекта и сотрудниками Посольства Республики Армения в Грузии. Наша позиция состоит в следующем: на месте нынешнего театра, расположенного на одной из центральных площадей столицы, после его демонтажа должно быть построено новое здание, но по архитектурному проекту победителя заранее объявленного конкурса. Исходя из того, что Тбилиси в последние годы стал одним из европейских туристических центров, здание единственноего за пределами Армении государственного армянского театра, следовательно, должно стать одной из достопримечательностей столицы Грузии, дабы не повторить печальную судьбу нынешнего довольно безликого здания, построенного в тридцатые годы на скорую руку из некачественных материалов. Практика кулуарного, неконсолидированного решения в данном случае равносильна преступлению в отношении бесценного пласта исторического армянской культуры в Грузии и будет опротестована гражданской общественностью. Справедливости ради стоит отметить, что в не менее сложном положении пребывает и Тбилисский азербайджанский драматический театр, лишенный своего исторического здания на Мейдане, и Русский театр имени А.Грибоедова, ныне заключенный в стеклянную колбу торгового центра. Для окончательного решения осталось мало времени, промедление приведет только к потери актуальности заданного в заглавии вопроса и естественной смерти ПОСЛЕДНЕГО ЗА РУБЕЖОМ.
Михаил Татевосов, президент Союза армян Тбилиси