Да, по большому счету ничего из ряда вон выходящего, неожиданного. В армянском селе Гумбурда, гр. Кумурдо, стоят развалины величественного храма Св. Вознесения Х в. от Р.Х., очень редкого для грузинской, но широко распространенного в армянской архитектуре крестово-купольного типа. На храме есть грузинские лапидарные надписи, в том числе и строительные. Конфессиональная его принадлежность (халкедонитская) неоспорима, но вот грузинская…
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В СРЕДНИЕ ВЕКА МНОГО АРМЯН ИЗ ПРИМЫКАЮЩИХ К ХАЛКЕДОНИТСКОЙ ГРУЗИИ и Византии областей переходили в халкедонитство. Был и обратный процесс – возвращения в лоно Армянской Апостольской Церкви. В Гумбурде, очевидно, так и было, иначе местные армяне не стали бы хоронить своих покойников на погосте при храме (первое упоминание о селе относится к VI в. – в Двинском соборе 506 г. принял участие Овсеп - епископ из Кумурдо, население села в средневековых турецких налоговых книгах упоминается под армянскими именами, на кладбище при храме хачкары, начиная с XIII в).
Так вот храм этот представлен грузинами для включения в список материального наследия ЮНЕСКО, надо сказать, вполне заслуженно. У ЮНЕСКО есть свои критерии подхода к материальному наследию, тоже весьма, как все, что делает ООН и ее организации, своеобразные – вспомним историю с хачкарами Джуги, УЖЕ бывшими в этом списке. Грузия сейчас реставрирует храм (это не противоречит принципам ЮНЕСКО), армяне, с поистине незапамятных времен живущие в этом селе, всегда хоронили своих покойников на погосте при храме. В 1918 -1920 гг. во время двух турецких нашествий и резни погибло также много гумбурдинцев, и жители решили поставить им коллективный памятник – хачкар. А вот это, тут же заявили грузины, противоречит принципам ЮНЕСКО (менять внешний вид храма - можно, а поставить рядом хачкар – нельзя!). При реставрационных работах, кстати, практически снесено старое армянское кладбище с хачкарами. И послали спецназ с дубинками, щитами, огнестрельным оружием и всем, что полагается для усмирения мятежных туземцев. Туземцы полезли в драку (эти селяне вообще прославились по всему краю как народ крайне воинственный и драчливый, не дающий спуску обидчикам), полицейские применили весь свой арсенал, туземцы – оружие пролетариата. Разбиты полицейские машины, избиты несколько сельчан, нескольких задержали, приехали бывшие и нынешние депутаты парламента от Ахалкалака, министр внутренних дел… Инцидент вроде замяли, задержанных отпустили, обещали разобраться, говорили о дружбе между народами (это уже традиционно), о недопустимости раскачки ситуации и обо всем том, что принято говорить в подобных случаях…
ВООБЩЕ В ГРУЗИИ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ. Помните, в музкомедии "Свадьба в Малиновке" была такая сцена: два бандита, Попандопуло со Сметаной, делят награбленное у селян: "Давай по-честному. Пополам. – А ты не обманешь? – Ты ж меня знаешь! Это тебе, это мне, это обратно мне, это тебе, это все время мне, это опять же мне". Вот и у Грузии к армянскому материальному наследию, волею судьбы оказавшемуся в ее административных пределах, такое же отношение. Несколько лет назад запрещали установку хачкара в память жертв Геноцида в Ахалцихе, хотя город спасся от резни, потому что армяне и примкнувшие к ним жители немногих грузинских селений сумели организовать самооборону. На городском кладбище уже при советской власти была поставлена памятная стела, на которой увековечены имена армян и грузин, погибших в Ацкоре и Цургуте. Хачкар в итоге после долгих проволочек поставили, но не там, где хотели жители. В том же Ахалцихе Грузинская церковь претендует на армянский храм Св. Знамения, построенный на самом видном месте города, хотя сохранились все документы, связанные с его строительством, и есть огромная памятная надпись на всю стену, разумеется, на армянском. При советской власти, когда борьба с религией и присвоение под шумок чужого наследия стало государственной политикой, взорвали купол армянского кафедрального собора в центре города, превратили его сначала в кинотеатр, потом отдали под штаб войсковой части.
В 1930-х под предлогом благоустройства города снесли рабат – старую часть Ахалкалака с армянским кладбищем, и все хачкары пошли под нож бульдозера. В том же Ахалкалаке под крепостью на берегу реки Парвана есть остатки фундамента маленькой базиличной церкви, скорее, часовни, до которой тоже в тех же 30-х добрались грузинские археологи, заодно разбив и сбросив в реку все хачкары, обломок одного из которых несколько лет назад обнаружили купающиеся в обмелевшей реке дети и который перенесли и установили во дворе армянской церкви. Тогда же говорили, что в реке там же есть и большой, практически целый хачкар.
В с. Ороджалар сельчане решили перестроить старую церковь, которую возводили их деды в 90-х гг. уже позапрошлого века, от которой при советской власти остались одни стены. Тут же приехала грузинская комиссия, объявила развалины архитектурным памятником, запретила что-либо трогать, потому что в кладке стен были использованы старые отесанные камни с надгробий армянского кладбища и один (неотесанный) с грузинской надписью. Самое интересное началось потом, когда спустя недолгое время этот самый камень увезли в музей как неоспоримое доказательство грузинской принадлежности региона, хотя, по их же логике, менять внешний вид архитектурного памятника было нельзя. Церковь после изъятия "вещественного доказательства" уже не могла претендовать на статус "исторического памятника", но перестраивать ее так и не разрешили.
В ПРИНЦИПЕ ИЗ ТОЙ ЖЕ ОПЕРЫ ПРОЧИТАННОЕ МНОЙ НА ДНЯХ в "Спутник-Грузия" сообщение о том, как побывавший несколько дней назад в Армении с визитом министр культуры и охраны памятников Грузии Михаил Гиоргадзе заявил в полном согласии с цитированным выше принципом Попандопуло: "Я с белой завистью смотрел и раздавал комплименты тем (армянским) специалистам, которые проводят реставрацию грузинских памятников в Армении". (https://ru.armeniasputnik.am/armenia/20170921/8738474/gruzinskij-ministr-s-beloj-zavistyu-smotrel-na-nashi-pamyatniki-v-armenii.html). Где он их узрел, бог весть и почему храмы армян-халкедонитов для него грузинские?
Понятно, почему Грузия никак не дает и не даст агреман на назначение С. Минасяна послом Армении. Это Ю. Варданяну можно вешать тонны лапши на уши – в силу своей основной спортивной профессии он ее и не заметит. Другое дело С. Минасян, досконально знающий и регион, и Грузию, и грузин. Ему лапшу не повесишь.
Что же касается гумбурдинцев и десанта грузинского спецназа, то, к сожалению, не надо быть провидцем – история не завершена. Не стоит обвинять Грузию: она ведет себя как типичная империя (хоть и мини-). Желая в зародыше подавить всякое стремление "инородцев" к нормальной жизни, она наступает на те же грабли, на которые уже наступала в начале 1990-х и потеряла в итоге Абхазию с Южной Осетией. На те же грабли наступили и Азербайджан, и Молдова, и Украина, а теперь и Испания, но урок не впрок, а может, логика существования империй иного пути и не допускает. Насильно мил не будешь: пытаясь насильно ассимилировать либо изгнать со своей территории инородцев, запрещая им то, чего она сама требует у других для себя, она сеет ветер, который рано или поздно перейдет в ураган.
А реставрация храма Х века – дело богоугодное в любом случае, независимо от того, к какой конфессии принадлежали верующие и кто они были по национальности. Ничего необычного и невозможного нет в том, что есть армяне-халкедониты, грузины-мусульмане – такова жизнь… Но вот зачем попутно уничтожать хачкары и запрещать их установку – воздвижение Креста животворящего (а именно такова идея хачкара) должно быть угодно любой христианской конфессии, даже грузинской. Если, конечно, руководствоваться христианскими, а не узконациональными идеями.
Раздан Мадоян, "Голос Армении"