Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас» обратился с письменным запросом в Министерство Диаспоры РА с просьбой предоставить статистические сведения относительно репатриантов, вернувшихся в разные годы в Армению и обосновавшихся здесь на постоянное жительство. Выяснилось, что Миндиаспоры, считающее репатриацию одним и трёх своих приоритетных направлений и имеющее в своей структуре целое управление по репатриации и исследованиям, подобной статистикой не располагает.
В ответ на наш запрос из министерства сообщили: «В связи с тем, что в Республике Армения пока что не принят закон «О репатриации», в настоящее время учета или отдельной официальной статистики относительно репатриантов не ведется».
Тем не менее, разграничивая добровольную и вынужденную репатриацию, в министерстве отмечают: «Согласно неполным данным, имеющимся в распоряжении Министерства Диаспоры РА, в 2010-2015 гг. в Армению добровольно репатриировались около 3000 армян из-за рубежа».
Из каких конкретно стран в Армению репатриируется особенно много соотечественников, официальная статистика опять-таки умалчивает. Государственный орган, координирующий данную сферу, в этом вопросе использует сведения общественных организаций, которые занимаются проблемами репатриантов. Из этих сведений явствует, что 40% репатриирующихся – из Сирии, 15% - из США, 12% - из Российской Федерации, 12% - из Ливана, 5% - из Ирана, 2% - из Канады, а на долю остальных стран приходится 14%.
Сколько репатриантов вновь покинули Армению в течение последних 10 лет, и почему? На этот вопрос Министерство диаспоры РА отвечает так же: учета не ведется.
Несмотря на то, что министерство не располагает точными сведениями, касающимися репатриантов, его изложенный на полутора страницах ответ на наш следующий вопрос: «Какие работы ведутся Министерством Диаспоры в плане интеграции репатриантов, предоставления им льгот (образовательных, трудовых, социальных)?» вызывает, по меньшей мере, недоумение. Оказывается, хотя в министерстве нет статистики относительно репатриантов, нет данных о поле, возрасте репатриантов, уровне их образования, социальном положении и др., это, тем не менее, не мешает Миндиаспоры представлять в качестве оказанного содействия объёмистые, однако чрезвычайно обобщенные сведения. В полученном ответе сообщается, что «для предоставления вернувшимся на Родину интеграционных льгот Министерством диаспоры разработана и применяется «Программа интеграции армян зарубежья», посредством которой разрешены многочисленные правовые, социальные, здравоохранительные, социальные вопросы для армян, прибывших в Армению из Ирака, Сирии, Украины и других стран, организованы культурные мероприятия».
Остальная часть ответа касается только программ содействия, оказанного сирийским армянам: «С 2012 г. по настоящее время в Армении реализуются многочисленные программы содействия сирийским армянам. По поручению президента РА программы содействия армянам Сирии координирует Министерство Диаспоры, сотрудничая с общественными организациями, созданными сирийскими армянами, с госструктурами, с общеармянскими, международными, благотворительными организациями. Решением премьер-министра РА создана и действует комиссия, координирующая вопросы сирийских армян, во главе с министром Диаспоры РА».
Далее из министерства официально сообщают: «С целью содействия сирийским армянам внесены изменения в законах, правительственных постановлениях РА, в ряде ведомственных актов». В какие именно законы были внесены изменения, и что это за изменения, из министерства не сочли необходимым разъяснить.
Правда, в отличие от репатриантов, прибывших в Армению из различных стран, по сирийским армянам кое-какие официальные сведения все-таки имеются. Так: «Из обосновавшихся в Армении 17 000 сирийских армян гражданство РА получили 13 000, еще 1800 получили вид на жительство. Для реализации бизнес-проектов сирийских армян уже выделено кредитов на сумму около 1 млн долларов США, под 4% годовых, на срок до 5 лет».
Из министерства заверяют, что после реализации этих многочисленных программ «работы по образовательной, социальной, языковой интеграции сирийских армян можно считать завершенными, а шаги, нацеленные на экономическую интеграцию для создания необходимых условий для жизнедеятельности, продолжаются».
Какие работы ведутся с целью стимулирования и поощрения репатриации? Достаточны ли работы, которые ныне ведутся? Что в этом плане планируется предпринять в ближайшем будущем? Полученный официальный ответ на данный вопрос настолько размыт, что нам так и не удалось обнаружить связь между вопросом и ответом: «На начальном этапе, с целью изучения международного опыта в области репатриации, Министерство Диаспоры созвало международные конференции, организовало круглые столы-обсуждения, опубликовало соответствующие исследования. Исходя из своих стратегических задач, Министерство Диаспоры посвятило репатриации отдельную всеармянскую научную конференцию под названием «Репатриация 1946-1948 гг. и ее уроки. Проблема репатриации сегодня”. Выявлены этапы репатриации, имевшей место в годы Советской Армении, допущенные ошибки, разработаны соответствующие концепции».
На вопрос, какими правовыми документами регулировалась репатриация, и насколько они достаточны, результативны и целостны, ответ был дан следующий: «С целью стимулирования репатриации, Министерство Диаспоры РА разработало Концепцию развития взаимодействия «Армения-Диаспора», которая была принята протокольным постановлениям № 34 на заседании правительства РА 20 августа 2009 года… Концепция организации процесса репатриации удостоилась одобрения правительства РА протокольным постановлением № 48 на заседании 9 декабря 2010 года».
Что касается проекта закона РА «О репатриации», одобренного правительством еще в 2011 году, то он до сих пор так и не получил силы закона. Вот где причина того, что права репатриантов в Армении всё еще регулируются законами РА «Об иностранцах» и «О гражданстве РА».
В качестве вспомогательного инструмента, способствующего репатриации, отмечено внедрение в Армении института двойного гражданства. По официальным данным, в 2008 г. гражданство РА получили 1554 иностранных гражданина, в 2009 г. – 4323, в 2010 г. – 9588, в 2011 г. – 14 992, в 2012 г. – 14 866, в 2013 г. – 21 142, в 2014 – 13 252, в 2015 г. – 10 399.
Подготовила Гаяне Саргсян, ИЦ «Еркрамас»
Перевод с армянского – Ашот Гарегинян