"Единственный мирный выход заключается в том, чтобы использовать поощрительные статьи закона, предусматривающие освобождение от наказания в случае отказа от совершения преступления, и сложить оружие", - заявил генпрокурор Геворг Костанян, отвечая на вопрос, каким может быть мирное разрешение ситуации после вооруженного захвата полка патрульно-караульной службы группой "Сасна црер".
ГЕНПРОКУРОР ПОЯВИЛСЯ В ТЕЛЕЭФИРЕ КАК РАЗ В ТОТ МОМЕНТ, когда тема насильственного удерживания 3 членов бригады "скорой помощи" временно отошла на второй план, а главным вопросом общественной повестки стали неправомочные действия полиции по отношению к участникам уличных акций.
Не исключив, что такие действия имели место, Костанян тем не менее объявил, что пребывание на территории, прилегающей к военному объекту, захваченному вооруженной группой, не могло считаться безопасным для жизни и здоровья людей. Именно поэтому, как заявил генпрокурор, полиция поступила правильно, запретив проведение массовых акций на улице Хоренаци, так как в ее обязанности входит обеспечение безопасности граждан. По словам Костаняна, на основе сообщений граждан и СМИ возбуждены уголовные дела по фактам нарушений стражами порядка прав граждан, подвергшихся приводам в отделения полиции.
Что касается складного швейцарского ножа, который послужил поводом для ареста председателя гюмрийского пресс-клуба "Аспарез" Левона Барсегяна, то генпрокурор подтвердил, что не всякий нож может считаться холодным оружием. Оценку дала экспертиза. Вчера Барсегян был отпущен на свободу.
"Мирные акции неповиновения"
Даже самые упрямые сторонники вооруженной группы вынуждены признать, что так называемую критическую массу не удалось собрать ни на улице Хоренаци, ни на Театральной площади. Это было очевидно еще до ареста Алека Енигомшяна и приводов в полицейские участки членов координационной группы. Никто не может дать точное определение понятию "критическая масса", но все знают, что речь идет о таком количестве людей, при наличии коего можно ставить условия от имени народа.
28 ИЮЛЯ НА ПЛОЩАДИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К ТЕАТРУ ОПЕРЫ И БАЛЕТА, людей было немного, их стало еще меньше после того, как было принято решение пойти к резиденции президента. Путь шествию преградил полицейский кордон. Сторонники "Сасна црер" постояли под проливным дождем и разошлись по домам. Так было все предыдущие дни. Накануне количество тоже никак не желало перерасти в качество. Так было, когда Жирайр Сефилян и Гарегин Чугасзян ждали, что лозунг "100-я годовщина без режима!" приведет к ним сотни тысяч людей, когда активисты фронта "Новая Армения" коротали долгие дни и ночи на Театральной площади, ожидая соратников, когда группа поддержки "Сасна Црер" впервые пришла на улицу Хоренаци. А когда нет "критической массы", надо идти домой. Так будет все последующие дни, несмотря на обещанное Арменом Мартиросяном разнообразие. Зампредседателя партии "Наследие" обещал, что "мирные акции гражданского неповиновения" будут весьма разнообразными…
28 июля, дав команду разойтись, Мартиросян объявил в интервью радиостанции "Свобода", что сторонники вооруженной группы переходят к активным действиям. "Речь идет о мирных акциях гражданского неповиновения, к которым уже присоединились жители Гюмри. Требования восставших легитимны, потому что эти требования поддерживает народ", - сказал он. Еще раз отмечу, что 28-29 июля народу на площади было немного. Это дает основания для прогноза, что количество участников ежедневных митингов на Театральной площади с последующим шествием на улицу Хоренаци через пару-тройку дней сократится до критической отметки. Кстати, в Гюмри, по достоверным источникам, на улицу вышло лишь несколько десятков человек.
Группа перестала руководить уличными действиями
Массовые акции достигают пика, а потом идут на спад. Так было всегда, так будет и на этот раз, несмотря на обещанное Мартиросяном разнообразие. Что ж, поглядим: кто-то же должен занимать внимание радикально настроенной публики, пока соответствующие органы будут решать судьбу вооруженной группы путем мирных переговоров! То, что власть выбрала именно этот путь, на днях подтвердила вице-спикер парламента Эрминэ Нагдалян.
ПОСЛЕ ТОГО КАК ЧЛЕНАМ ВООРУЖЕННОЙ ГРУППЫ ОТКЛЮЧИЛИ СВЯЗЬ и запретили выходить за территорию полка, общественное напряжение резко пошло на спад. Группа перестала через посредников руководить действиями людей на улице Хоренаци и Театральной площади. Это очень важный фактор. Связные между "Сасна црер" и группой поддержки арестованы. Функции координатора взял на себя заместитель Раффи по партии, а это значит, что…
Впрочем, искушенным в политических делах людям не надо ничего объяснять, они и так знают, что это значит, а потому обойдемся без комментариев. Прочих просим запастись терпением. Мирный путь не всегда бывает самым коротким.
Отдельные представители оппозиции в эти дни больше всего были озабочены тем, чтобы не пустить Никола Пашиняна на трибуну. Вдруг он присвоит себе все дивиденды! Весьма типичный для армянской оппозиции образ поведения. Теперь все рычаги управления в руках у спортсмена Мартиросяна. Это обстоятельство существенно ускорит исход людей с площади. Слушать Мартиросяна больше двух минут подряд скучно до невозможности, уши вянут.
Под контролем спецслужб
Вооруженная группа находится под контролем спецслужб, и пока есть надежда, что ситуация разрешится мирным путем. Впрочем, прогнозы по этому поводу строить рано.
ОТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЗЯЛИ В ЗАЛОЖНИКИ ВРАЧЕЙ И УДЕРЖИВАЮТ ПОД УГРОЗОЙ насилия других членов группы, можно ожидать любых сюрпризов. Все помнят кадры, запечатлевшие члена группы, который сдал оружие Виталию Баласаняну и хотел последовать за отцом-инвалидом, но не смог: другие члены группы отозвали его в сторону, что-то прошептали на ухо и увели. Из расшифровки телефонных разговоров тоже следует, что некоторых членов группы удерживают на территории полка при помощи силы…
Павел Манукян арестован, группа осталась без лидера. Ее члены информированы о том, что число участников уличных акций значительно уменьшилось. Через несколько дней они окончательно убедятся, что на Хоренаци приходит слишком мало людей. А это значит, что настало время проявить здравый смысл, сложить оружие и не лить понапрасну кровь – ни свою, ни чужую.
Убийство полковника Ванояна и захват бригады "скорой помощи" резко сократили количество тех, кто поначалу сочувствовал группе и говорил, что ее члены вынуждены были пойти на крайние меры: убийство и насилие не могут оправдать ни одну, даже самую высокую цель.
Марина Мкртчян, "Голос Армении"