Как в современных постсоветских обществах воспринимают Великую Отечественную войну и Победу, можно ли сделать Праздник Победы более понятным для молодого поколения, как сохранить память о Победе в будущих поколениях? На эти и другие вопросы в интервью агентству "Новости-Армения" ответил историк, президент Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) Геннадий Аркадьевич Бордюгов.
- Геннадий Аркадьевич, каковы на ваш взгляд, особенности восприятия Великой Отечественной войны, Победы, политических событий того периода современными обществами постсоветских стран, особенно с учетом их неоднозначного исторического прошлого?
- Я наблюдаю усиление интереса к истории войны, к проблемам памяти о ней. Повсюду есть желание разобраться в своем прошлом, соотнести его с мировыми тенденциями. Однообразие официоза сменилось жаркими дискуссиями. В этом я убедился, слушая молодых коллег – историков и журналистов из Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Они приводили много фактов, раскрывающих суть современных споров о Второй мировой, о сохраняющемся восприятии Победы как общей для всех народов бывших советских республик, переносе акцента с идеологии на социальные аспекты заботы о фронтовиках и их семьях, запечатления имен участников войны в топонимике городов, музеях, проектах устной истории.
Безусловно, на все это влияет национальная культура воспоминаний, вписывание общей Победы в свою историю, в свои знаковые события и традиции. На это влияет и современная политическая ситуация. В частности, события на Украине вносят новые смыслы в осмысление Победы, использование её символов в праздничных акциях.
- Вы не в первый раз в Армении, в эти дни в Ереване участвуете в качестве эксперта в заседании Клуба молодых евразийских историков, встречались со студентами. Как, по- вашему мнению, в Армении относятся к истории Великой Отечественной войны, ведь у нас сложилась очень интересная ситуация: даже самые непримиримые «антисоветчики» гордятся советскими полководцами Баграмяном, Бабаджаняном, Худяковым, Исаковым. Это некий диссонанс или попытка адаптировать, подогнать историю под собственные убеждения?
- Общаясь в этот приезд с преподавателями и студентами Российско-армянского (Славянского) университета и членами Клуба молодых евразийских историков, никакого диссонанса или подгонки я не заметил. Наоборот, армянская память на первый план поставила национальное содержание события, названного Великой Отечественной, а не Второй мировой войной. Других версий, оценок, моральной позиции в среде армянской элиты в отношении событий войны я не услышал. Отсюда гордость за полководцев, за своих предков, триумф национального духа, но и горькая память о неисчислимых жертвах, страшной цене. На мой вопрос студентам, кто из них знает, где были, и что делали их прадедушки и прабабушки в суровые 1941-1945 гг., все в аудитории подняли руки. Среди моих московских студентов лишь половина готова рассказать об этом. Гордость, боль и память способны долгие годы воздействовать на ход истории Армении.
- 9 мая мы отметим 70-летие Победы. Как сделать этот праздник более понятным для молодого поколения? Нужно ли внести какие-то новые элементы в сам ритуал праздничных мероприятий или следует строго соблюдать традиции?
- Не скрою, традиционный формат, устоявшиеся ритуалы празднования Победы в известной степени стали препятствием в доступе к прошлому и его пониманию новыми поколениями, в том числе и вашей стране. Нередко сакрализация военной темы доходила до выхолащивания казенной обязаловкой. В итоге возникла угроза потери «живой памяти». Альтернативой этому, на мой взгляд, и стала не деконструкции устоявшегося исторического нарратива, не переработка исторического наследия, а попытки коснуться военного прошлого напрямую. Не случайно стали возникать новые практики публичной мемориализации. Их смысл — воспоминание о прошлом является одновременно и воспроизведением этого прошлого, слиянием с символическими и поведенческими формами из прошлого.
Как возникает другое ощущение войны? Через душевное волнение, страсть, прикосновение к предметам военной поры, через соединение документальной хроники семидесятилетней давности и современного театрального действа, через воспроизведение хода решающих сражений войны военно-историческими клубами, через включение в парады и демонстрации «исторической» части. Все это позволяет соединить далекие друг от друга периоды истории, прошлое и настоящее. Через сходство предметов, сближение разных пространств возникает глубокое, сущностное родство поколений, их единство. В то же время связь с прошлым происходит и через ощущение утраты: останки родственников служат связующей нитью и главной организующей темой 9 мая.
- Какой будет память о Победе у будущих поколений наших народов? Будет ли их отношение к истории войны стереотипным, основанным на неких символах и клише?
- Важный вопрос. Чтобы представить будущее, надо внимательно изучать настоящее, те ростки трансформации подлинной памяти, которые прорастут в следующее десятилетие. Вот смотрите, десять лет назад молодые московские журналисты провели акцию «Георгиевская ленточка» и таким образом выразили свое отношение к празднику Победы, уважение и благодарность ветеранам-фронтовикам. Ленточка стала одним из самых успешных и узнаваемых постсоветских символов. Начиная с 2005 года, более чем 70 миллионов ленточек было роздано в России и 60 миллионов в других странах. Каждый получил возможность обозначить свою солидарность с праздником и его главным действующим лицам. Известны визуальные проекты «Вижу — Живу», звуковые ролики программы «День войны: семейные воспоминания о Великой Отечественной войне», акция «Летят журавли» и другие.
И, конечно, надо помнить, что скоро наступит момент, когда фронтовиков, тех, кто только одним своим присутствием освящал праздник, не останется. И вот, чтобы не допустить отсутствия 9 мая героев-фронтовиков, несколько лет назад родилась акция «Парад победителей». Во многих городах России и других стран наследники Победы - молодые люди -образуют особую колонну и гордо несут увеличенные фотографии отцов, дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны. Этому предшествует изучение семейных архивов и фотоальбомов, выяснение обстоятельств судьбы и биографии родного человека, прошедшего страшную войну. Вот вам и ответ на вопрос о будущем праздника, о способах сохранения «живой памяти» о Победе.
«Новости-Армения»