Мы живем в среде, создаваемой нами самими. Материально состоящей из множества самых различных вещей. У них есть свои создатели, поклонники, эпохи расцвета и упадка. Являясь важным элементом нашей жизни, вещи заслуживают нашего внимания, уважения, и понимания.
Безусловно, это относится и к одежде. Ведь от того, что именно на нас надето (и надето ли вообще), в какой последовательности, какого цвета, покроя, размера и т.д., во многом зависит, как нас будут воспринимать окружающие, как они к нам отнесутся при первом знакомстве и впоследствии. По одёжке, как известно, встречают. А нередко и не только встречают. Вполне допускаем, что такие исторические реалии, как, скажем, схенти (набедренная повязка у древних египтян), ичиги (сафьяновые сапоги на низком каблуке) или троттуар (небольшая шляпа к выходному западноевропейскому костюму), сегодня известны не всем. Однако, история компонентов национальной одежды богата и интересна. И армянский костюм вовсе не является исключением.
В этом убеждена заместитель директора по науке Национального музея этнографии армян и истории освободительной борьбы, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной Академии наук Армении, кандидат исторических наук Светлана Погосян.
.
- Г-жа Погосян, с какого времени исследуется история армянской национальной одежды? Как с течением времени трансформировался армянский костюм?
- Безусловно, трансформации имели место, как и в любой другой системе. Костюм – один из известнейших элементов национальной культуры жизнеобеспечения. То есть, он играет роль этнического показателя. Одежда – своеобразный “паспорт” человека. И в прошлом по одежде могли быстро определить этническую принадлежность её носителя, его социальный статус, и т.д. Потому что это – одно из наиболее типических явлений, в котором четко проглядываются этнокультурные традиции и менталитет.
Исследования в этом направлении ведутся уже давно. Немало материалов, к примеру, собрал в конце XVIII - начале ХХ вв. известный филолог, этнограф и литератор Гукас Инчичьян. В 1923 г. в Венеции Вардан Ацуни опубликовал «Историю старинного армянского костюма». Интересные работы есть и в новейший период. Я тоже защищала кандидатскую диссертацию по теме, связанной с армянским национальным костюмом.
Изменения происходят, и это неизбежно. Не бывает костюмов, совершенно изолированных и не подверженных внешним воздействиям. Вместе с тем, конечно, имеются и определенные региональные особенности. Более подвержен воздействиям и изменениям мужской костюм, нежели женский. И это объяснимо: в традиционных обществах мужчины всегда были более активны в экономическом, социальном, культурном плане. А женщины, напротив, держались более консервативно, что можно заметить, изучая особенности национального костюма.
Я обратила внимание на то, что довольно давние параллели имеет наплечная одежда – япунджи, или бурка (у армян бытует название «айценакач»), изготавливавшаяся из грубого войлока или плотного сукна. По сравнению со старинными образцами, со временем выделка становилась более тонкой. Япунджи служил и своего рода пальто, и плащ-палаткой: при необходимости, завернувшись в него, можно было переждать застигшую в горах непогоду.
Порой ошибочно полагают, будто шаровары («вартик») – это тюркское заимствование. Ничего подобного. Этот элемент одежды был в обиходе у армян еще до прихода тюрок. Обратите внимание на множественное число – на старопехлевийском вартик буквально означает «одежды для ног». Дело в том, что изначально шаровары надевались на каждую ногу по отдельности. В Древней Греции и Древнем Риме такой одежды не знали.
Исподняя рубаха – шапик тоже является весьма древним компонентом. Ее носили как мужчины, так и женщины. В Восточной Армении на рубаху надевалась верхняя одежда, доходящая до колен. По правилам этикета, мужчина должен был опоясываться и надевать на голову меховую шапку – папаху. Шапка вообще была одним из ключевых компонентов мужского костюма; отобрать шапку, сбить ее на землю означало нанести ее владельцу тягчайшее оскорбление. У армян до сих пор сохранился фразеологический оборот: «нет шапки на голове» – так говорят о мужчине-размазне, лишенном чувства собственного достоинства.
В Восточной Армении очень важную роль играла и верхняя одежда – чоха (чуха). Право носить чоху означало для молодого парня возмужание, вступление в новый возрастной статус. Он уже получал право подпоясываться и жениться.
.
- Является ли чоха исконно армянской одеждой, учитывая неармянское происхождение этого слова?
- Изначально так называлась не одежда, а ткань, из которой она изготавливалась. Чоха или чуха прослеживается на довольно обширной территории. Конечно, в одежде, национальной кухне, в топонимике очень часто заметны тюркские или иранские элементы. Многие составные элементы мужского костюма народов Кавказа, Закавказья, Восточной и Западной Армении имеют тюркские названия (например, чарух – кожаная обувь с голенищем, или курк – зимняя шуба из овчины), что связано с исторической судьбой народов этого региона. Но это вовсе не означает, что данный предмет – обязательно заимствованный. И нам представляется убедительным предположение известного российского этнографа Е.Н.Студенецкой о том, что в подобных случаях сам предмет может быть старше, чем термин, употреблявшийся для его названия. Французский исследователь Ф.Дюбуа де Монпере сравнивает чуху по крою со скифскими и сарматскими одеяниями терракотовых фигур, найденных в Пантикапее – древнегреческом городе-колонии, существовавшем на территории современной Керчи.
Чуха – распашная одежда с отрезной спинкой. Армяне начинают использовать чуху с 17 века. В 19 в. чуху шили из домотканой грубой шерсти, окрашенной в черный, темно-синий, коричневый цвета, с зашитыми по всей длине рукавами. С распространением фабричных тканей чуху начали шить из сукна. Иногда с обеих сторон на груди нашивали декоративные газырницы. Другой разновидностью была чуха с прорезными, не зашитыми по всей длине рукавами. Шили ее из тонкого сукна, вырезы обшивали тесьмой, нередко – позолоченным шнуром, иногда – бархатной каймой. Такую чуху носили состоятельные лица в городской купеческой и торгово-ремесленной среде Восточной Армении (в Ереване, в Шуши, в Александрополе и т.д.).
.
- В различных регионах исторической Армении армянский костюм имел свои особенности. Носили ли эти особенности практический характер? Имеются ли какие-либо общие черты, объединяющие армянские костюмы разных регионов?
- В плане мышления, конструкции, армянские костюмы имели много общих черт. Общеармянскому подходу свойственны, например, длинные полы верхней одежды, прорези, непременное наличие шаровар (как у мужчин, так и у женщин), чулки, обмотки, ноговицы (гетры), особый пиетет к головному убору. Остроносый кожаный ботинок – трех, найденный недавно в Арени, просто потрясает. Когда мне его показали, я подумала, что он относится к XIII-XIV векам, а на сáмом деле он датируется третьим-четвертым тысячелетиями до н.э. И вместе с тем, до относительно недавнего времени такую обувь носили в Тавуше, Вайоц дзоре, Арцахе. Вот наглядная преемственность поколений!
Древний трех обнаружила международная археологическая экспедиция в 2008 году. В ходе раскопок в Птичьем ущелье в Вайоцдзорском марзе Армении была найдена кожаная обувь, возраст которой, по приблизительным данным, составляет около 5500 лет. Сейчас находка хранится в Музее истории Армении.
Наряду с этим, имеются и некоторые региональные отличия. Например, мужской костюм Васпуракана был более ярким, цветистым, тщательнее отделанным, чем восточноармянский костюм, решенный в более сдержанной цветовой гамме. В Западной Армении мужская одежда была короткой, а в Восточной – доходила до колен.
.
- Есть ли у армянского костюма какой-нибудь типичный орнамент?
- Могу сказать, что в Западной Армении одежда была более украшена различными узорами. А в одежде, скажем, Сюника или Арцаха – уже не шитье, а цветные вставные аппликации. Как правило – зеленые или красные.
.
- Претерпел ли в советское время армянский национальный костюм изменения, продиктованные теми или иными установками идеологического характера?
- Изменений практически не было. Но дело в том, что после Геноцида 1915 г. западноармянский костюм практически вышел из бытового употребления. Люди были насильственно переселены со своих исторических земель (те, кому еще посчастливилось выжить), и нити, связывавшие их с территорией проживания, оборвались. И, к великому сожалению, этот пласт нашего культурного богатства практически перестал существовать.
В советскую эпоху национальная одежда сохранилась только в отдаленных регионах. Например, в Зангезуре. Особенно упорно держались пожилые женщины. Таких старушек можно было встретить еще и в постсоветские годы. Они просто не представляли себя в ином одеянии. А старики надевали чулки, трехи и папахи.
В 1920-1930-е годы национальные одежды насильственно заставляли снимать, провозгласив их “пережитком прошлого”. Девушек призывали отказаться от головного платка, стричься коротко, и тому подобное. Конечно, старшее поколение сопротивлялось всему этому. Но, все же, национальный костюм в те времена сдал свои позиции. Потому что национальное, этническое тогда не поощрялось, считалось отсталым и даже реакционным. И это не могло не оставить своих следов. На качество, на правильное конструирование народной одежды перестали обращать должное внимание; мне доводилось сталкиваться с этим, изучая театральный и кинореквизит – просто ужас, как всё кустарно было сработано!
К сожалению, подобное отношение наблюдается и сейчас, в постсоветский период. Подлинные артефакты сохранились только в музеях. С этим материалом мы и стараемся работать.
.
- В связи с этим – такой вопрос: сегодня достаточно много фольклорных хореографических коллективов. Можно ли считать их сценическую одежду армянским национальным костюмом?
- Однозначно – нет. Во всяком случае, насколько могу судить по личному впечатлению. Не потому, что я такой уж буквоед, поймите меня правильно. А просто у нас сейчас в этом вопросе – серьезные проблемы. То, в чем танцевальные ансамбли выступают на сцене, в лучшем случае – эффектная стилизация. Одно дело, если кто-то создаёт инсталляцию по мотивам национального костюма. И совсем другое – когда начинают претендовать на адекватное представление народного творчества. Надо же для этого иметь представление о традициях, о структуре костюма. А сегодня чего только не увидишь. Полная путаница в цветах, не соблюдается силуэт. Даже цепи-молнии нашивают – на национальный костюм! Такая же путаница повсеместно наблюдается и в клипах, в фильмах. А ведь костюм – ключевой компонент внешнего облика человека, его этнического самосознания. Несколько лет назад мне довелось побывать в Шотландии, воочию увидеть, как там относятся к своей традиционной одежде, как ценят и сохраняют ее – знаменитые мужские юбки-килты, подпоясанные широкими кушаками (при этом, поскольку в килте карманы не предусмотрены, никак не обойтись без споррана – поясной сумочки, предназначенной для хранения денег, мелких вещей и любимой фляги с виски – А.Г.), куртки, пледы, гетры, шерстяные береты с помпоном, башмаки с пряжками, и т.д. Незабываемые впечатления. Нам бы у них поучиться…
Кстати, нечто подобное, наверное, еще в советские времена можно было встретить в Прибалтике. Не в последнюю очередь, надо полагать, потому, что те республики поздно вошли в состав Советского Союза и меньше подверглись унификации.
.
- А вот если бы был повод, или ощущалась бы подобная необходимость – вы сами надели бы национальный костюм?
- Для повседневного ношения, наверное, вряд ли. Все-таки это – определенное мышление, восприятие мира. А по праздникам, на торжественные мероприятия – вполне можно надеть. Очень красиво будет смотреться. Кстати, наш музей уже второй год реализует проект, связанный с возрождением национального костюма. Сами облачаемся в такие одежды, приглашаем молодых дизайнеров и предлагаем им поработать в этом направлении, с использованием традиционных мотивов. А потом проводим конкурс “Национальный костюм”, с призами и памятными подарками.
.
- И как результаты?
- Очень хорошие. Тут ведь как? Считается, что для конструирования одежды достаточно посмотреть фотографии, перелистать несколько книг – и довольно. Между тем, иллюстрации не дают полного объемного и цветового представления. Необходимо, так сказать, пощупать артефакт руками, вдохнуть его запах, наглядно ощутить его уникальность, историческую эпоху, в которую он был создан. Нельзя рассматривать его в отрыве от всего этого.
- Какие головные уборы характерны для армян? Как отличаются друг от друга головные уборы жителей разных регионов (например, Арцаха, Ширака, Амшена)?
- В традиционном быту, говоря о шапке, подразумевали мужчину. То есть, код этой вещи изначально был мужским. У женщин были косынки, налобные повязки, украшения; головной платок – лачак изначально ассоциировался с женщиной, и некоторые компоненты костюма соответственно, так сказать, адаптировались к этому полу.
Есть разные мужские головные уборы. Например, короткие ермолкообразные, или конические, восходящие к урартской эпохе. Они украшались орнаментами. Были региональные различия. Например, васпураканцам и сасунцам было свойственно носить так называемые колозы – папаховидные конические шапки, которые еще обматывались головными платками. Можно однозначно сказать, что в восточноармянских регионах (Айрарат, Тавуш, Лори, Сюник, Арцах) были распространены конические шапки. Такие головные уборы можно увидеть и на средневековых миниатюрах. А для амшенских армян более характерны собственно папахи и башлыки.
.
- На ваш взгляд, является ли армянской национальной одеждой то, что изображено вот на этих фотографиях?
- Ну-ка, посмотрим… Могу сказать следующее: эти костюмы новые, и не очень похожи на оригиналы. В частности – короткая меховая одежда. О других скажу, что у армян рукава теплой верхней одежды никогда не загибались - это нарушение этикета. Даже в танце. И красная чоха на фото - это черкеска, городской вариант мужской верхней одежды, ее носили в богатых слоях в регионах Восточной Армении.
.
- Как вы думаете – можно ли считать армянским национальным головным убором корону царя Тиграна Великого? И, как бы вы прокомментировали циркулирующий в Интернете «демотиватор», утверждающий, что кавказская папаха является, в некотором роде, преемницей этой короны?
- Корона Тиграна Великого – великолепный образец классического монаршего головного убора. Однако подобный головной убор, конечно, по своей структуре доступен далеко не каждому. Царь сначала покрывал голову почетным покрывалом, напоминавшим шлем, а уже на него надевал корону. Между прочим, орнаментальный мотив короны – астру и орлов – мы впоследствии, уже в XIX веке, встречаем на высоком головном уборе, который носили женщины в Сюнике и Арцахе. Только там, соответственно полу владелиц, изображались не орлы, а голубки. То есть, орнаментальное мышление наследовалось и продолжалось.
Между короной Тиграна Великого и головным убором Ованеса Баграмяна не просматривается архаической связи, поскольку шапка Баграмяна относится к папахе типа “бухари”, которую в 19-м веке носили состоятельные люди, и это – заимствованный головной убор.
Я не думаю, что элементы царского одеяния, включая головные уборы, могли впоследствии иметь своих преемников. Ведь копировать их никто не имел права. И “притягивание” папахи к царской короне мне представляется несколько искусственным.
Возможно, в плане мышления на королевском уровне данная конструкция головного убора и была пронесена через эпохи. В любом случае, вопрос нуждается в серьезном исследовании - было бы неплохо изучить облачение наших священнослужителей: оно содержит архаичные элементы, перешедшие от царских одежд. Ведь Армения лишилась государственности после XIV века, когда пало Киликийское царство. И символы светской власти, зафиксированные в элементах одежды, перешли к духовным предводителям.
.
- Можно ли считать армянским национальным костюмом одежду, в которой воевали наши фидаины? Уместно ли считать элементом национального костюма патронташ или кинжал?
- Геворг Чауш, Ахпюр Сероб, Ханасори Вардан (Саркис Меграбян) и другие славные герои воевали практически в своей традиционной одежде. Просто добавились ремни, патронташи, и т.д. Как и, скажем, у болгар, греков, сербов, македонцев, тоже упорно боровшихся в свое время против турецкого порабощения. И это объяснимо. Вплоть до Геноцида 1915 г. европейский костюм в Западной Армении не имел широкого распространения (его предпочитали представители интеллигенции и деловых кругов, имевшие более или менее налаженные связи с Европой), люди, как правило, обходились традиционной одеждой. В ней им было удобно и воевать.
Кинжал, наряду с поясом и шапкой, служил показателем достоинства их носителя. Мужчины обязательно носили кинжал, облачаясь в национальный костюм. В нашем музее имеется богатая коллекция таких кинжалов. Они выделывались не только в Западной или Восточной Армении, но и на Кавказе, где, к слову, многие известные оружейники были армянами по национальности.
Есть материалы о том, что женщины – к примеру, в Мусалере – носили с собой небольшие кортики. Но это не было компонентом национального костюма, скорее – в целях самозащиты. Времена тогда, сами знаете, были неспокойные.
.
- Попробуем теперь подвести некоторый итог. На ваш взгляд, удостаивается ли сегодня армянский национальный костюм должного внимания?
- По моему глубокому убеждению, непременно следует предпринять комплексное разностороннее исследование. Лет десять назад было предпринято нечто подобное, с акцентом как раз на образцы, хранящиеся в Национальном этнографическом музее. Однако, думается, этого явно недостаточно. Работы нужно продолжать, выявляя происхождение армянского национального костюма и пути его распространения. А то сейчас начали вбрасываться в обращение мнения о том, что в нашем костюме нет ничего самобытного, и он заимствован у других. Надо давать достойный, аргументированный отпор подобным инсинуациям. А незнание истоков неизбежно ведет к заблуждениям.
К сожалению, особой поддержки со стороны государственных структур мы не получаем. Приходится констатировать, что в соседнем Азербайджане дела в этом плане обстоят куда лучше. Еще в советские времена тамошнее руководство прилагало все усилия к тому, чтобы публиковать и продвигать свою, с позволения сказать, псевдонауку. То же делается и сейчас.
.
Беседовал Ашот Гарегинян, специально для ИЦ «Еркрамас»