Это было где-то в конце сороковых годов прошлого столетия. Я тогда уже грешил стихами, писал рассказы, часто находясь под впечатлением от фильмов о войне. Помнится, сдавали мы тогда в школе более десяти письменных и устных экзаменов.
Как говорится, умнели на глазах. В тринадцать-четырнадцать лет нам казалось, что мы, можно сказать, умнее самого Аристотеля, хотя бы потому, что планета наша не держится на трех китах, а она - шар, который вертится вокруг Земли. А вот сам Аристотель и другие гениальные философы не знали этого. Они ведь не знали, что Земля наша в четырнадцать раз ярче светит, чем Луна, что человек на Луне будет весить в шесть раз легче. А вот мы знаем. Так мы наивно и самодовольно рассуждали вместе со своими одноклассниками. Однако, должен признаться, я лично очень даже сомневался в нашем превосходстве над великими греческими мудрецами. Дело в том, что у меня дома был свой Аристотель. Правда, безграмотный. И я его всю жизнь называл безграмотным Аристотелем. Это мой дед. Дедушка Маркос. В Степанакерте его называли Маркос даи.
Мне многое давала школа, многое давали лес, куда я каждый день ходил за дровами, река Каркар, степанакертские улицы, где проводил большую часть времени. Верхний и Нижний (Пятачок) бульвар, строящийся на моих глазах Степанакерт, военный городок, книги, спорт, стихи, кинотеатр "Октябрь", амбал Рубен, пэл Жора, продавщица семечек и сигарет Фируза, дворник Арам, футбольная команда во главе с Качал Суреном, вор в законе Мамикон, который время от времени появлялся в нашем городе после очередного освобождения, Бархударов Гена со своей шестиструнной гитарой, дорога, ведущая в село Агорти, и само село Агорти, где я в школьные годы проводил каждое лето... Список можно продолжить, но больше всего дал мне мой дед, дедушка Маркос, который в первые годы войны потерял на фронте трех сыновей.
О том, что я чуть ли не во всех моих восьмидесяти книгах и брошюрах писал о дедушке Маркосе, я узнал из монографии академика Сергея Сариняна о моем творчестве. Правда, я уверен, что ни в одной книге нет того, о чем я сейчас хочу поведать. Есть только в моих записных книжках. Любимая моя учительница Софья Амбарцумовна как-то сказала, что математика, как поэзия, кроме всего прочего, укрепляет память. Вот и в тот день, вернувшись домой, сходу выпалил, обращаясь к деду:
- Для чего нужна память человеку?
- Для будущего, - ответил дед, не задумываясь, словно был го-тов к такому вопросу.
- Но ведь помним мы только о прошлом, - не унимался я.
- Да, - согласился мой Аристотель, - однако мы помним о прошлом, чтобы состоялось будущее. Иначе смысла нет. Так что, выходит, память нужна для будущего.
По большому счету, формула эта, выведенная де-душкой Маркосом, более шестидесяти лет назад оставалась для меня на всю жизнь действенной. А вспомнил об этом я недавно, гуляя один (что бывает редко) по моему Степанакерту. Там и задумался: а ведь не похож нынешний Степанакерт на тот мой город, на мой Степанакерт, о котором я писал великое множество стихов и в детстве, и вдали от дома. И вдруг, проходя мимо сегодняшних, так сказать, свежеиспеченных зданий, от которых веет европейским зодчеством, я подумал, что еще совсем недавно, еще в самом конце двадцатого века или второго тысячелетия, словом, еще десять-двенадцать лет назад Степанакерт был практически тем городом, который строился на моих глазах, на глазах тех, кто отдал жизнь для того, чтобы можно было строить, по сути, новую столицу Арцаха.
Брожу по улицам родного города, то и дело вспоминая о старых домах, улицах, улочках, пустырях, местах свиданий влюбленных моего поколения. И вот, проходя мимо бывшей гостиницы (ныне «Арцахбанк»), я вдруг вспомнил, что в этом здании на первом этаже с 1944 года со второго класса жил мой одноклассник Эдмонд Ширинян, фамилия которого гремела в нашем городе. Лишь потом я узнал, что фамилия эта гремела не только в нашем городе, но и чуть ли не во всех районных центрах и особенно в Шуши. Мы тогда не сознавали, что на всю жизнь полюбим наш город еще и потому, что он был таким, каким строил отец моего одноклассника Эдмонда Шириняна Арам Аванесович Ширинян.
...На следующий день, находясь под жгучим впечатлением от прогулки по родному городу, я стал распрашивать чуть ли не у каждого встречного о том, знают ли они такого человека - Арама Шириняна. Увы. Никто. Правда, сверстников моих я не встречал в то утро, шагая по площади Возрождения. Встречал в основном молодежь, в том числе и молодых родителей с крохотными детьми. Многие, наверное, не знают, что на том месте в мои юношеские годы были огороды, несколько невысоких домов, городской суд и редакция газеты «Советакан Карабах». Как не знают, думаю, и о том, что уже в пятидесятых годах здесь была создана, именно создана, площадь с трибуной для парадов и памятником Ленину. И автором комплекса был Арам Ширинян. Волею судьбы этот выдающийся архитектор, как его называли, степанакертский Таманян, скончался именно в 1988 году, пережив счастливые часы, когда на созданной им площади 20 февраля собрался народ и возвестил начало победоносного Карабахского движения. И это уже было поколение, живущее в городе, по существу, построенном Шириняном.
Долго мы с поседевшим моим другом стояли у большой горки из цветов и венков, сложенной на могиле его отца, и думали, наверное, по-степанакертски.
При моем поколении воздвигался Степанакертский государственный драматический театр и Дворец культуры в Талыше. На наших глазах строился наш легендарный стадион, пацанами мы часто видели среди строителей человека в костюме и при галстуке. Это был Арам Аванесович, ставший архитектурным автором памятника Шаумяну в Степанакерте, Нельсону Степаняну в Шуши. Нас, школьников, водили на торжественные открытия этих памятников. Если бы кто знал, что творилось в наших душах, когда день и ночь строили по проекту Шириняна каменный родник "Три крана", ставший своеобразным символом Степанакерта. Кто из степанакертцев не помнит красиво орнаментированный родник из туфа в Детском парке?! Это творение Арама Шириняна и Юрия Акопяна, который тоже достоин памяти потомков. Кстати, их ругали (мягко выражаясь) за то, что использовали туф, привезенный из Армении. Правда, это было уже после того, как главный архитектор, "обнаглевший до предела", создал родник, и снова из туфа, рядом с театром. Если кто из моих степанакертских сверстников помнит фонтанчики на улицах Ленина и Горького или цветочные вазы перед зданием Госбанка, то хочу напомнить - что это тоже Ширинян, отец моего друга. Напомним также, что кроме вышеназванных памятников Арам Ширинян архитектурно оформлял также памятники Кнунянцу, Мясникяну, Горькому, Акопяну, Мурацану, а также комплекс «Воины одиннадцатой Красной Армии». Да, некоторые памятники снесли после распада СССР, но это - наша история, и она была создана главным архитектором Арцаха Арамом Шириняном.
Дом, в котором жил этот человек с добрым сердцем и щедрым талантом
градостроителя, был полностью разрушен во время ракетных обстрелов из Шуши, превращенного азерами в зловещую огневую точку. Однако Арам Ширинян жил в нашем, как часто любил повторять незабвенный Леонид Гурунц, стольном граде Вараракн-Степанакерте, где оставил неизгладимый след. Именно поэтому есть настоятельная необходимость действенно и благодарно помнить о человеке, без которого невозможно представить наш родной до боли город-герой. Думаю, в нашем стольном городе найдется место для овеществления памяти его творца. Память эта нужна не для Шириняна. Она нужна, как сказал бы мой мудрый дедушка Маркос, для будущего. Нашего с вами будущего.
Зорий БАЛАЯН
http://www.artsakhtert.com