На окраине Еревана есть улица имени Забел Есаян. Мало кто из ее жителей знает, кем была Забел Есаян. Как, к сожалению, и многие ереванцы.
Кем же была Забел Есаян? В чем ее заслуги перед родиной и народом? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в документальном фильме "Выискивая Забел Есаян", вышедшем на экраны два года назад и уже успевшем облететь мир. Авторы фильма - основатель Женского ресурсного центра Армении Лара Агаронян и корреспондент армянской газеты Турции "Агос" Талин Суджян не упускают случая представить свою картину там, где есть заинтересованная публика. В США, Канаде, Европе, Ливане, Турции, Армении, где бы ни побывал фильм, везде он вызывает смятение в душах зрителей. Как отмечают создатели документальной ленты, их конечная цель – заставить людей задаться множеством вопросов о жизни и творчестве Забел Есаян, известной писательницы конца XIX – первой половины XX вв., внесшей свежую струю в армянскую женскую литературу, создавшей немало реалистичных произведений, актуальных и в наши дни.
"ОБСУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА ОЧЕНЬ ВАЖНЫ, - уверена Лара Агаронян, - многие сегодняшние вопросы в какой-то мере связаны с образом Забел Есаян. Среди них проблемы женщин, их место и роль в социуме, диалог между Спюрком и Арменией, патриотизм, независимость и многое другое. Мы стремились заставить людей рассуждать на волнующие их темы, которые переплетаются с судьбой Забел Есаян. Уроженка Западной Армении, она была предана забвению в Диаспоре после переезда в Советскую Армению, и мы должны спросить себя почему. Тот же вопрос назревает, когда исследуешь советский период жизни писательницы и ее трагическую гибель в ГУЛАГЕ. Жертва сталинских репрессий, З.Есаян была запрещена не только в обществе: ее имя долгие годы боялись произносить даже члены семьи. После реабилитации она опять осталась неизвестной для широких масс, хотя внесла весомый вклад в литературную и общественную жизнь своего времени".
Забел Есаян (Ованнисян) родилась 4 февраля 1878г., в самый разгар русско-турецкой войны, в одном из районов Константинополя и с раннего возраста мечтала стать писательницей. В 17 лет опубликовала в одном из местных литературных журналов небольшую заметку. Начальное образование получила в местной Сурб Ац Тбреванк школе, которая, кстати, действует и сегодня, после чего продолжила обучение в знаменитой Сорбонне, где углубилась в литературу и философию. В этот период в армянских и французских журналах стали появляться ее первые серьезные статьи и короткие рассказы. Вдохновленная романтикой французского революционного движения, она за короткий срок стала одной из плодотворных писательниц. Прозаические поэмы, рассказы, литературные эссе, различные статьи и переводы Забел Есаян печатались в самых престижных изданиях. Позже она успешно пробует себя в таких жанрах, как повесть и роман
После младотурецкой революции 1908г. 30-летняя писательница вернулась в Константинополь, где ее талант уже был признан. Через год она отправилась в Киликию и опубликовала ряд статей о массовых убийствах армян в Адане: трагическая судьба армян Киликии стала темой ее романа "Среди руин", а также ряда повестей и рассказов. Забел Есаян сравнивали с Григором Зограбом и называли его "женским аналогом" в литературе и общественной деятельности. Активная защитница прав своего народа, она оказалась единственной женщиной в списке лидеров армянской общины, схваченных младотурками 24 апреля 1915г. и приговоренных к ликвидации. Однако ей чудом удалось бежать в Болгарию, а оттуда на Кавказ, где она документально представила имевшие место злодеяния.
В 1918г. ЗАБЕЛ ЕСАЯН РАБОТАЛА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ БЕЖЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ-СИРОТ, продолжая создавать литературные жемчужины. Как отмечает Лара Агаронян, специалист по сравнительной литературе, если на заре писательской деятельности перо Забел Есаян было в большей степени романтическим, то после жизни во Франции, а затем и событий на исторической родине она переродилась в писателя-реалиста. В 1926г. З.Есаян впервые посетила Советскую Армению, после чего выплеснула свои впечатления на страницах таких произведений, как "Освобожденный Прометей", и других.
В 1934г. она приняла решение переехать в Армянскую ССР, где могла спокойно заниматься литературой и воспитывать детей, – сына Гранта и дочь Софию. На исторической родине она предалась писательству, преподавала французскую и армянскую литературу, стала делегатом I Всесоюзного съезда писателей (1934). Однако счастье было недолгим: в 1937г. Забел Есаян обвинили в национализме и сослали в Сибирь. Но и здесь женщина, принявшая решение перебраться на родину и служить ей без остатка, не сдавалась, веря, что имела место ошибка и вскоре она вновь окажется на свободе. Но этого не произошло. Забел Есаян погибла в Сибири в 1943г. при неизвестных обстоятельствах: есть версия, что она была утоплена.
Семья писательницы тяжело пережила трагедию. Дочь София посвятила свою жизнь сбору всех архивов матери, которые затем были переданы Музею литературы и искусства им.Чаренца в Ереване. Эти материалы, а также интервью с внуком писательницы Александром, воспоминания друга семьи, Клары Терзян, документы из Национального архива Армении, кинокадры с сыном З.Есаян Грантом и легли в основу фильма "Выискивая Забел Есаян", снятом при поддержке организации "Утопиана".
"Забел Есаян осталась между Спюрком и Арменией, став чуждой для первого и не будучи принятой во второй. Однако вся ее жизнь и деятельность были тем мостом между двумя Армениями, который необходимо заложить и сегодня, - делится Лара Агаронян. - Сегодня мы живем в схожую с тем временем эпоху, пытаясь возводить новую страну, сталкиваясь с преградами и проблемами, о которых почти век назад писала Забел Есаян". З.Есаян была и матерью, и общественным деятелем одновременно. Она не боялась писать о своих внутренних переживаниях, духовном мире женщин и свободной любви. Будучи активной в политике и социальной жизни, она много путешествовала, что не соответствовало традиционному образу армянской женщины. Разбивая стереотипы своим примером и творчеством, Забел Есаян предлагала новый типаж армянки, которой по сути и была.
ФИЛЬМ ЛАРЫ АГАРОНЯН И ТАЛИН СУДЖЯН ЛИШЬ НАЧАЛО РАЗГОВОРА О ЗАБЕЛ ЕСАЯН и нашем отношении к армянкам, оставившим след в культуре нашего народа. Как отмечает Л.Агаронян, мы не забываем возвеличить достойных мужчин, сыгравших большую роль в той или иной сфере, однако умалчиваем о женщинах, отводя им в лучшем случае скромную нишу в нашей истории и жизни. "Мы говорим, что Забел Есаян была репрессирована Сталиным, а что происходит с памятью о ней сегодня? – сетует она. – Произведения З.Есаян практически не входят ни в школьную, ни в вузовскую программу, их не переводят, не издают и тем более не переиздают. Как и произведения других армянских писательниц".
У авторов фильма "Выискивая Забел Есаян" много задумок и перспективных проектов по реабилитации З.Есаян, а также других армянских писательниц - Србуи Дюсап, Шушаник Кургинян... В планах – перевод и переиздание как ее произведений, так и писем, статей. Но это требует определенного финансирования. А пока в Женском ресурсном центре Армении подумывают создать веб-сайт, посвященный Забел Есаян, где разместится богатый архив писательницы. "Это лишь начало движения по возвращению Забел Есаян народу. Мы собираемся напечатать постеры с ее изображением, а также других армянских писательниц и развесить их в школах. Возвращение их к жизни необходимо, чтобы показать миру, что у армянских женщин есть прошлое, настоящее, а значит, и будущее, что среди армянок было и есть много интеллектуалов, политиков, деятелей культуры. Сегодня нашим девушкам и молодым женщинам нужны образцы для подражания. Забел Есаян и героини ее книг могут стать таким идеалом", - заверяют создатели фильма.
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"