Что объединяет людей, каждый день собирающихся у здания правительства и других государственных учреждений, устраивающих разнообразные акции протеста по всей стране, перекрывающих дороги? Объединяет их одно: все эти люди требуют справедливости. Еще Августин Блаженный, которого никак не заподозришь в принадлежности к плетущим заговоры против "революции" темным силам, писал в VI веке: "Что есть государство без справедливости? Шайка разбойников".
ИМЕННО справедливости ждет от государства каждый человек. Именно в надежде на справедливость по отношению к себе и своим близким человек платит налоги, готов защищать государство с оружием в руках и всякий раз отдает свой голос депутатам разных уровней. При этом далеко не последнюю роль играет ожидание справедливого устройства жизни в целом.
Человеку хочется видеть мир вокруг себя гармоничным, правильным, предсказуемым, хочется знать, что рядом с ним не будет голодных и обездоленных, хочется быть уверенным, что сироты и старики не останутся в одиночестве, а всякий, кто честно трудится, будет вознагражден по заслугам. Человеку хочется надеяться, что у детей будет будущее, они смогут стать чуточку счастливее своих родителей, а внуки попросту будут молодцами. При этом хотелось бы, чтобы вор сидел в тюрьме, чиновники не воровали, а хороший работник зарабатывал больше плохого.
И еще хочется, чтобы у всех молодых людей были равные стартовые возможности, независимо от толщины кошелька их родителей и близости к власти. Чтобы в армию шли все, кому положено, а не только бедные да сельские. Одним словом, чтобы в обществе было не примитивное равенство, называемое уравниловкой, а равноправие: перед судом, перед полицией, перед врачом... И, конечно, старики. Чтобы человек, отработавший сорок-пятьдесят лет на свою страну, получал от государства пенсию, которой хватало бы не только на примитивную растительную пищу, и он не ощущал себя заложником чьих-то проблем с арифметикой и моралью.
Таковы в самых общих чертах представления о достойной и справедливой жизни всякого нормального человека. И разве это несправедливо?
НО КАЖДЫЙ понимает справедливость по-своему. Большинство представителей власти, допустим, считают, что справедливость - это когда им много платят, кланяются, уважают и не сажают в тюрьму за разные пустяки вроде воровства. Что они предназначены только для того, чтобы править. А по части ответственности - ни-ни. Отвечать за последствия правления должен народ, то есть мы. Все мы? Стоит задуматься. Снизится ли хоть на сто драмов уровень жизни премьера в результате его бесчисленных "ошибок"? Наверняка нет. Значит, потеряем не совсем "все мы". Из нас надо вычесть тех, кто с гарантией не обеднеет: премьер, министры, депутаты, марзпеты...
И разве случайно, что они не обращают на свои ошибки ни малейшего внимания, а с той же легкостью генерируют новые. Похоже, их жизненная позиция выработана внутренними стимулами. Из реальности выбирается только то, из чего можно сформировать очередные подпорки для уже выстроенной песочной крепости взглядов.
Норм справедливости (что считать справедливым, а что нет) не содержится ни в одном из государственных документов. Можно сказать, что само понятие "справедливость" не относится к юридическим значимым терминам. И весь свод законов и правовых уложений лишь устанавливает, что в нашем государстве считается законным, а что нет и какая ответственность возникает при несоблюдении закона. Точка.
Дальше можно вспомнить присказку про закон, который, с одной стороны, как столб, который не перепрыгнешь, а обойти можно, а с другой стороны, как дышло, которое как повернешь, так и вышло, и прочие народные суждения об особенностях юриспруденции. А вспомнив все это и прибавив к ним случаи из собственной жизни, остается только почесать затылок: "Как жить, люди добрые? У кого искать правды, сиречь справедливости?"
НАПРИМЕР, у людей, спровоцировавших 1 марта 2008 года массовые беспорядки, столкновения толпы и правоохранителей и на совести которых десять человеческих жизней, которые сегодня правят страной и судят тех, кто тогда действовал строго по Конституции, не допустил государственного переворота и спас всех нас от гражданской войны. Справедливо ли, что, скажем, грабивший всю жизнь государство и сограждан олигарх и монополист, который и при новой власти "правильно" себя ведет, сегодня процветает и только расширяет собственный бизнес, а руководитель маленькой сельской общины несет уголовную ответственность за то, что в 2009-2010 годах оформил сторожем находящегося в России своего родственника.
Кто-то будет возмущенно кричать - "это несправедливо!", а что толку? Ему ответят: мы можем и так, а можем и эдак. Так что же получается: сами понятия законности и справедливости находятся в параллельных, непересекающихся плоскостях? "По форме все правильно, но по существу издевательство" очень привлекает премудроковарных людей, в своем скорее коварстве, нежели мудрости, не склонных замечать того, что надежный прием обладает универсальным действием и может уничтожить кого угодно. Завтра - их самих.
ТРИ ОСНОВНЫЕ причины терзают коллективную душу нашего общества, не дают спать спокойно: массовое чувство социальной несправедливости, правовая и физическая незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне. Плохой сон народа не от болезни красных глаз, не от терзающей душу зависти. Это природное стремление человека восстановить справедливость, разоблачить ложь, помочь слабым, достойно продолжить жизнь на земле. Ученые установили: если человек долго видит и слышит ложь, он сначала раздражается, а потом звереет. Продолжительность интервала между этими двумя реакциями непредсказуема.
И виновато в бессоннице народа государство. Презумпция невиновности - краеугольный камень в основании современного права. Чтобы признать человека виновным, обвинению требуется предъявить суду неопровержимые доказательства, а не наоборот. И даже любые сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Однако у государства как института не может быть презумпции невиновности. Повторяем, речь идет о государстве именно как институте.
В трех вышеназванных направлениях государство оказалось в тупике, из которого выход как-то не просматривается. Тем, кто сегодня у власти, и так хорошо, народ же занят элементарным выживанием. Ну а те, кто понимает, что нас может ожидать уже в недалеком будущем, никак не могут докричаться ни до первых, ни до вторых. Хотя некоторые уже и голос сорвали.
Между тем справедливость не может снизойти, как божья благодать, на общество, живущее в кривом зеркале неправды. С кривой линейкой правильный дом не построишь. Без реальной идеологии, утверждающей правду во главе общественного угла, государство справедливым не станет - хоть сто раз на дню утверждай, что правительство заботится о народе.
И никакая армия не сможет защитить страну, если люди не почувствуют себя единой нацией, живущей в справедливо устроенном государстве.
Гагик Мкртчян, "Голос Армении"