Уже месяц длится тяжба между Баку и Тбилиси из-за монастыря Давид Гареджи. История такая - один из 13 ассирийских отцов, монах, живший в древности, основал общину на территории древнего Картли - ну, в общем, области, вошедшей в состав современной Грузии. Прошли века, и область, в которой был основан монастырь Давид Гареджи, лишилась лесов - изменился климат. И вся территория вокруг стала степью, а потом полупустыней - туда перекочевали тюркские племена из глубин Азии, исповедующие мусульманство. Монастырь несколько раз забрасывался и открывался снова - в период царицы Тамар пережил новый расцвет.
Когда после советизации прокладывали границы между республиками, сколь те ни были иллюзорными, вернее, административными - границу провели прямо через монастырь, на который советским было положить - эта граница между Грузией и Азербайджаном до сих пор не уточнена. Половину комплекса Азербайджан требует оставить за собой.
Зачем магометанам половина православной обители? Вопрос интересный. Азербайджанцы явно там не будут молиться. Просто надо отметить, что в Азербайджане существует псевдонаучная теория о том, что грузинские и армянские памятники, находящиеся на территории Азербайджана, являются "албанскими", то есть, принадлежат Албанскому царству - исчезнувшему в раннее средневековье христианскому государству предков нынешних горцев Дагестана. Согласно принятой ныне мифологии, Кавказская Албания - "Дыревни Тюркски Азербацански".
От самой Албании действительно осталось несколько руин - на севере Азербайджана, возле границы с Дагестаном. Но всё остальное построено было позже предками армян и грузин. В основном, армян. В «албанские» зачислены даже русские церкви, построенные в 19 веке.
Кстати, все армянские памятники на территории Нахичеванской области - на юго-западе Азербайджана, где не натянуть «албанскую» гипотезу ну просто никаким образом - подчистую снесены за последние два десятилетия. Борьба идёт за Карабах, и потомки туркмен, который пришли на Кавказ уже мусульманами, изо всех сил стараются доказать, что тамошние постройки не армянами созданы, а «пиредками азирбацанцыв». Половина Давид Гареджи азербайджанцы всеми правдами и неправдами стараются удержать только потому, что объявили этот комплекс «албански манастырём» - и только из пропагандистских побуждений. (Ни единой албанской надписи, хоть какого-нибудь предмета или указания на лежавшее сильно севернее царство в Давид Гареджи нет).
Грузины это понимают - они-то христиане, и им нужен Давид Гареджи совсем для других целей. В общем, не поладили.
На это откликнулись другие тюркскы браття, также вандалы, собственно, сами турки.
Дело в том, что на территории Турции осталось несколько памятников грузинской архитектуры - в том числе Долискана - хорошо сохранившийся памятник 10 века - построенный при Ашоте Великом, правителе Тао, то есть, за столетие до появления тюрок на Переднем Востоке.
Так вот, случайно стало известно, что в соборе, который уже 500 лет не действует, турки стали строить общественный туалет - само собой турецкий (так называется безунитазный толчок, причём, вполне официально). Написал это историк Кудава и приложил фотографии.
В Грузии это вызвало возмущение.
Странно так - вся политика предыдущих кабинетов Тбилиси сводилась примерно к одному - поливая и проклиная Россию, и достаточно холодно соседствуя с Арменией, картинно обниматься с мусульманскими соседями и делать им приятно. Такое ощущение, что турки стали другими, или что Коран подвергся редакции с добавлением "возлюби ближнего своего".
Амирам Григоров