В декабре 1988 года в Армении произошло катастрофическое землетрясение, уничтожившее за 30 секунд город Спитак. 25 тысяч человек погибли, 140 тысяч – остались инвалидами, полмиллиона – лишились своих домов. Всего 30 секунд, и грохот разрушающихся зданий сменился гробовой тишиной ошеломлённых жителей. Но она длилась недолго: городские улицы наполнились плачем и криками раненых людей.
Об этих ужасах рассказывает вышедший в конце ноября фильм Александра Котта «Спитак».
Главный герой Гор (Лерник Арутюнян), покинув Армению в поисках лучшей жизни, возвращается домой сразу после катастрофы. Он хочет разыскать свою брошенную семью: уехав в Россию, он оставил в Спитаке родителей, дочь и жену Гоар, любившую его с самого детства. Услышав о землетрясении из новостного выпуска, мужчина сразу же вылетает из Москвы в Спитак. Но уже никого не спасти и ничем не помочь: дочка и жена задохнулись под камнями от строительной пыли. И вот настаёт момент раскаяния: Гор вспоминает чудесные дни, когда он объедался в погребе маминым вареньем, когда нежно держал за руку Гоар…
Лернику Арутюняну удаётся показать это состояние героя.
Параллельно разворачивается и несколько других драматических историй, одна из которых посвящена реальному спасателю из Франции и его взрослой дочери-фотографу, документирующей события на месте трагедии.
В 2016 году спитакскому землетрясению был посвящён ещё один фильм с названием «Землетрясение», снятый живущим в России армянским режиссером Сариком Андреасяном. Режиссер, больше известен как постановщик и продюсер комедий вроде «Беременного».
Однако, картина тогда удивила многих: она рассказывала о первых днях разрушенного Ленинакана. Хотя многим фильм не понравился…
Русский архитектор Константин (Константин Лавроненко) возвращается домой, в Ленинакан после многолетнего заключения. Он был осужден за нарушение правил, которое привело к автокатастрофе и гибели целой армянской семьи. В живых тогда остался лишь маленький сын. Если «Спитак» не пестрит алой кровью, не ужасает видом раздавленных тел, то в картине Андреасяна мы видим людей, которые плачут навзрыд над телами близких, видим тех, кто сошёл от горя с ума.
Фильм Александра Котта, как и работа Сарика Андреасяна, основан на реальных историях и рассказах тех, кто видел случившееся своими глазами, однако создать из многочисленных воспоминаний единое целое получилось только у Котта. Так же, как когда-то весь мир бросился помогать Армении ликвидировать последствия землетрясения, «Спитак» снят общими усилиями армянских, российских и европейских кинематографистов. В результате фильм уже получил «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру на ММКФ и выдвинут от Армении на соискание премии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
Диана Хачатрян, студентка 3 курса факультета журналистики СПбГУ