Резонансным в обществе Армении и социальных сетях стало признание управделами аппарата премьер-министра страны Геворга Ачемяна о том, что он является последователем тоталитарной секты «Слово жизни». «Я являюсь последователем этого вероисповедания, я из церкви «Слово жизни», это моя вера», — заявил он на соответствующий вопрос одного из местных изданий.
Интересным является само признание чиновника, хоть и не самого высокого уровня. Наивно будет полагать, что при прежних властях среди чиновников Армении не было последователей различных деструктивных сект, однако об этом они молчали в тряпочку. Но очевидно, что в «новых политических реалиях» этого можно и не скрывать. Эта ситуация наглядно демонстрирует принцип работы «окна Овертона», когда общество постепенно привыкает и толерантно относится к тому, чего прежде оно не восприняло бы.
Подобную толерантность общество проявляет параллельно «крестовому походу» против Армянской церкви, который обосновывается личностью малоавторитетного Католикоса. Хотя в своем революционном раже антицерковное движение совершило ошибку, вбросив информационную «утку» о продаже одной из святынь Армянской церкви «копья Лонгина». Демонстрантов разогнала бездействующая до этого полиция, движение тут же стушевалось.
Однако это был всего лишь эпизод в многолетней войне против религиозной идентификации армян. Эпизодическим, но ярко иллюстрирующим общий процесс многолетнего наезда на Армянскую церковь, является и признание чиновника о членстве в тоталитарной секте «Слово жизни». ИА REGNUM попросило эксперта по культовым организациям Артура Вердияна прокомментировать эти эпизоды с профессиональной точки зрения.
- Вы не первый год изучаете деятельность культовых организаций Армении, в том числе и тоталитарных сект. Как оцениваете новую реальность, когда чиновник правительства без смущения представляется сектантом?
- Против национальных, духовных и традиционных семейных ценностей армянского народа, вот уже почти три десятка лет, идет необъявленная война. Нас пытаются лишить нашей самобытности, сделать похожими на многие другие, уже сломленные и переплавленные народы. Цель — сделать из нас послушную, бесхребетную массу, легко управляемую извне. В авангарде антинациональных сил выступают религиозные секты и грантососные НПО со своими демократиями, правами человека и лгбт-сообществами.
В связи с новостью о принадлежности одного из должностных лиц новой власти Армении, к нетрадиционным религиозным организациям, в армянском сегменте facebook, прозвучало много интересных комментариев. Не буду повторяться, и остановлюсь на особенностях деятельности одной религиозной организации, а именно секты «Слово жизни», членом которой, по сообщениям СМИ, и является новоназначенный чиновник аппарата правительства Республики Армения.
Еще лет 10 назад, на вопрос какая самая опасная секта действует на территории Армении, большинство граждан страны не задумываясь называли «Свидетелей Иеговы» и только специалисты, занимающиеся проблемой сект, подтверждая серьезную опасность для личности, семьи, общества и государства со стороны «Общества Сторожевой башни» (официальное название «Свидетелей Иеговы»), самой опасной всё-таки называли другую религиозную организацию — секту «Слово жизни». Чем же опасна эта харизматическая, неопятидесятническая секта и чем она отличается от других сект? Прежде всего, своей мимикрией под традиционную Церковь. На страницах своего журнала, она активно использует государственную и традиционную армянскую христианскую символику, тем самым вводя в заблуждение непосвященных неофитов относительно своего места и положения, а вернее их отсутствия в истории армянского народа и государства.
- То есть, завлекают, вводя в заблуждение. Это главная опасность секты «Слово жизни»?
- Если сравнивать последователей «Слова жизни», например, со «Свидетелями Иеговы», то нельзя не заметить, что они действуют намного тоньше. «Свидетели Иеговы» утверждают, что спасение только у них, а остальные находятся под властью сатаны. То есть внешним они более или менее изначально раскрывают свои представления о мире. Человек оказывается перед неизбежным выбором — вступать или не вступать. Образно говоря, они предлагают лицам из вражеского стана присоединиться к своему войску.
Неопятидесятники действуют по-другому. По их собственному признанию, они «стремятся ассимилировать этот мир под себя». Вначале они говорят, что между традиционными церквами и их организацией нет никакой разницы: верим в Святую Троицу, ходим в армянские храмы, поддерживаем хорошие отношения с верующими ААЦ. А если есть разница, то она лишь в том, что наши собрания проходят более по-современному, по молодежному.
Это всего лишь первый уровень «правды», открытый для всех членов. Но если углубиться, открывается второй уровень «правды». Здесь вам уже скажут: мы с большим уважением относимся к Армянской апостольской Церкви, к ее истории, традиции, но очень не уважаем ее священнослужителей. Далее идет третий уровень «правды» — их истинное отношение к традиционной религии. Заключается оно в том, что по их утверждению, традиционная церковь — мертвая церковь и в ней нет Бога. Но для ставшего уже «своим в доску» неофита, эта «новость» уже не имеет особого значения. С помощью разных психологических приемов, он глубоко погружен в секту, испытывает зависимость от ее «богослужений», музыки, проповедей…
С помощью суггестивных (внушаемых интерактивных) действий, призывов, гимнов, стихов, песен, молитв, аплодисментов, танцев, музыкальных композиций на собраниях неопятидесятников создается харизматическая атмосфера праздничного шоу, стимулирующая переход человека из нормального состояния в состояние экзальтации, транса, по своим признакам напоминающих опьянение. Самостоятельно различные элементы ничего не дают, но их умелое сочетание: музыка, ее тональность, определенное чередование звуков музыки и речи, даже движения проповедника — все это в целом направлено на проникновение в подсознание. Так, некоторые гласные растягиваются, что придает утверждению большую эмоционально-психологическую убедительность. Очень важна тональность речи и ее сочетание с аккордами музыки. Люди ходят на собрания, которые проводятся дважды в неделю, за новой порцией ощущений.
В последние годы армянское общество пришло к пониманию опасности исходящей от маскирующихся под традиционные церкви неопятидесятнических сект, однако это, к сожалению, не уберегло нас от проникновения во властные структуры членов нетрадиционных религиозных организаций. Спустя 28 лет после своего основания, адепты «Слово жизни» получают высокие должности в правительстве Армении. Уверен, управделами правительства нашей страны — не единственный член секты во власти. Скоро мы узнаем и о других, и не только из секты «Слово жизни».
- И как давно это продолжается? Называются различные цифры адептов секты, в которой состоит управделами аппарата премьер-министра Армении. Каково их реальное количество?
- Религиозная организация «Слово жизни» основана в небольшом шведском городке Упсала в 1983 году пастырем Ульфом Экманом, который сам, кстати, в 2014 году оставил своё детище и перешел в католицизм. Секта входит в неопятидесятническую группу «Движение веры». После развала СССР миссионеры этой организации заполонили собой бывшие советские республики, активно занимались «ловлей душ». Не стала исключением и Армения, где первые ячейки секты, усилиями шведских и латышских эмиссаров, появились в 1990 году. Организация получила название «Чшмартутюн» («Истина»), а спустя несколько лет стала называться — «Кянки хоск» («Слово жизни»).
Лет 10 назад в секте состояло 15−20 тысяч активных членов. Сегодня эта цифра, как минимум, удвоена. В Армении так же действуют родственные этой секте религиозные организации — «Нор серунд» («Новое поколение»), «Рема» и другие. Общая численность всех неопятидесятнических сект в Армении превышает 100 тысяч человек. Особое внимание «Слово жизни» уделяет работе с детьми и молодежью. Есть своя общеобразовательная школа, ежегодно организуются летние лагеря. Но проблема не в количестве, а в тенденциях и пассионарности адептов деструктивных культов.
Рубен Грдзелян, ИА REGNUM