Крупнейший израильский геноцидовед Яир Орон – один из тех, кто последовательно продвигал идею признания армянского геноцида израильским обществом. Он очень трудно принимал двойные стандарты, когда видел, что Израиль спекулирует на теме Холокоста, но отрицает другие геноциды. Ученый видел в этом то, что Холокост стал неким ресурсом, при этом говорил, что евреи не чувствительны к армянской боли в силу того, что считают свой геноцид исключительным. В этой теме будет высшим цинизмом считать человеческие потери в ходе двух величайших трагедий XX века. Тут нельзя говорить о том, что евреи могли бы быть более расположенными к состраданию, потому что их больше (к тому же ненамного). В начале 5777 года по Еврейскому календарю (2016), в мире проживает около 14.4 млн евреев, из которых 6.33 млн живет в Израиле. Одна из причин кроется не столько в геополитике, связях с Турцией или в продаже оружия Азербайджану, она чисто психологического свойства: сказывается доминирование своей кровной боли. Трудно упрекать потомков жертв в том, что они не сострадают армянам. Гуманитарная утрата в несколько миллионов как будто «позволяет» евреям думать только об интересах только своего государства или этноса.
Хотя в чем-то обстоятельства геноцидов были похожи.
Евреи гибли вместе со славянами, цыганами, а армяне – с понтийскими греками, ассирийцами, русскими староверами, народом заза в Дерсиме.
В этом контексте армяне переворачивают устоявшуюся еврейскую модель. И если в искусстве армяне часто натягивают на свои ценности так называемое «армянское одеяло», то в теме геноцидов армяне склонны к сотрудничеству с другими странами.
И тем не менее армяне не пытаются консервировать свой геноцид как исключительный, хотя для них события 1915-23 ставили под угрозу само существование нации. «Армяне – универсальны, - считает Раймон Кеворкян, автор труда «Геноцид армян. Полная версия». - Это единственная нация, которая не может смириться с огромными человеческими потерями. Это – наша гуманитарная миссия, человечество должно предотвращать массовые истребления, а в истории прошлого века их произошло несколько – в Оттоманской империи, Холокост и в Руанде 1994 года».
Сегодня одним из лоббистов признания Геноцида армян в Кнессете Израиля является лидер партии «Мерец» Тамар Зандберг. Она определяет себя как феминистку, социал-демократку и энвайроменталистку. Тамар возглавляет оппозиционную фракцию «Социальный дом» в «Наамате» — ведущем израильском союзе трудящихся женщин. Активно участвует в борьбе за защиту природных ресурсов и животных. Она была против перенесения посольства США в Иерусалим, и бойкотировала церемонию, так как считает, что эта акция вновь отодвигает призрачный еврейско-палестинский мир.
«Нельзя спекулировать темой Геноцида армян и связывать ее с очередным ухудшением отношений Турции и Израиля», – считает бывший депутат израильского Кнессета 15-ого созыва, доктор Александр Цинкер.
Но почему же раньше можно было спекулировать этой темой, а сейчас нет? Что изменилось? Неужели еврейское общество смогло внести в эту тему переоценку?
Думается, что все не так однозначно. Все-таки репутационные издержки Израиля после апреля 2016 года возросли, как писала «Независимая газета», во время 4-дневной войны в апреле прошлого года, именно ударом дрона, произведенного в Израиле, был уничтожен автобус с группой армянских добровольцев, направлявшихся в зону боев.
Ряд коррупционных скандалов клана Алиевых, освещенных западными СМИ, также добавил в тот вопрос своей критической массы. Самым сильным аргументом работает то, что Армения вновь становится одним из центров геополитики региона. При этом армяне были долготерпеливы. Не смотря на то, что ряд экспертов говорил о недопустимости радоваться принятию евреями армянского Геноцида, так как тема эта была очень политизирована.
И все же обоюдостороннее здравомыслие должно победить. И даже в том случае, если еврейское общество сдастся под напором своих лоббистов, и Кнессетом Израиля будет одобрено принятие и уголовное преследование за отрицание армянского Геноцида, армянам не стоит быть пристрастными к любому чужому формальному сострадания. Возможно, это только начало нового духовного и культурного сближения двух народов с похожей исторической судьбой. Мы живем в прагматичном мире, с точки зрения морали геноциды должны рассматриваться только во взаимосвязи с темой покаяния, а с точки зрения международного права - и как политический ресурс.
Валерия Олюнина