Что же происходит в Армении – бунт или революция? Существует ошибочное мнение, что всякая смена власти, которая происходит под давлением справедливо возмущенной части народа, есть революция, и если при этом все произошло бескровно, то такую "революцию" можно назвать бархатной. Это отнюдь не так. Чтобы можно было понять суть этой ошибки, необходимо определиться с понятиями – эволюция и революция.
ИТАК, СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ – ЭТО ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПЛАВНЫЙ РОСТ свободы действия, а социальная революция – это закономерный скачкообразный рост свободы действия. Таким образом, чтобы то или иное социальное изменение можно было назвать эволюцией или революцией, необходимо наличие как минимум следующих двух факторов: 1. Изменения должны быть закономерными, то есть должна существовать научно обоснованная социальная теория. 2. В результате этих изменений количество людей, обладающих свободой действия, непременно должно возрастать. Если эти два фактора или какой-либо из них отсутствуют, то речь может идти лишь о социальной деградации. Например, социальные изменения в России в 1917 году можно назвать революцией, так как эти изменения произошли на основе марксистско-ленинской теория классовой борьбы, которая не противоречила законам социодинамики, и в результате тех событий миллионы рабочих и крестьян стали свободными (обсуждение вопроса о своеобразном толковании этой свободы большевиками выходит за пределы данного очерка).
А вот социальные изменения, которые произошли на Украине в 2014 году, являются социальной деградацией, к тому же кровавой, ибо научно обоснованной теории не было, но был лишь мнимый национализм, а количество свободных людей снизилось, так как всякий национализм угнетает "некоренные" народы, и при этом националисты сами себя неосознанно загоняют в тупик. Нечто подобное происходит и в Армении. Попробую обосновать. То, что никакой научно обоснованной теории нет, – это факт. А теперь насчет свободы. Да, протест, который был связан с неисполнением Сержом Саргсяном взятых на себя обещаний – не баллотироваться на пост премьер-министра после принятия новой редакции Конституции Армении, был справедливым. Этот справедливый протест был услышан, и премьер-министр подал в отставку. Заметим, что не всякий политик способен на публичное признание своей ошибки. На мой взгляд, при всех прочих вопросах это положительно характеризует данного человека. На этом все должно было завершиться, ибо справедливость восторжествовала, а далее – по закону, за который народ проголосовал. "Не жертвы хочу, но милости" – говорит Христос. Однако народ захотел жертвы. И тогда справедливый народный бунт закономерно перешел в фазу неконструктивного бунта толпы.
ПЕСНИ, ПЛЯСКИ И МНИМОЕ ЕДИНСТВО НАРОДА НЕ МЕНЯЮТ СУТИ ДЕЛА. НАРОД осуждает Сержа Саргсяна за сложившуюся в республике социальную несправедливость, и тут же готов принять "народного" премьер-министра Пашиняна, который, по сути, выдвигается в том числе группой из 31-го "народного" депутата, подконтрольного одному олигарху, который и является одной из главных причин социальной несправедливости в республике. Во-первых, это называется лицемерием, а во-вторых, где же тут проблески свободы? Это называется "менять шило на мыло", и в этом случае предполагаемая свобода становится мнимой. Да и кто может в подобной горячке гарантировать, что Н. Пашинян именно тот, кто нужен Армении?
Вот я приведу очень хороший пример на эту тему. Шел август 1991 года, и я был студентом пятого курса МИФИ. В условиях политического кризиса в стране был создан незаконный орган власти – ГКЧП. Возмущенные граждане, и я в том числе, собрались на площади перед Белым домом в Москве, в котором заседал Верховный Совет РСФСР во главе с Б. Ельциным. Особо подчеркиваю, что подавляющее большинство людей были не за Ельцина, а против незаконного ГКЧП. Прошли годы, и потом только мы узнали, что пока люди даже ночью стояли и защищали Белый дом, рискуя своими жизнями (слава богу – ГКЧП не отдал приказ о штурме Белого дома), в это самое время Б. Ельцин по телефону обсуждал ситуацию в стране с президентом США. Таким образом, политики во главе с Б. Ельциным обманули нас, и предали нас.
Итог всего этого – развал великой державы. И сегодня я весьма сожалею, что косвенно причастен ко всему этому. Если бы люди знали о возможных последствиях своих действий, то не защищали бы предателей, находившихся в Белом доме, который в октябре 1993 года был расстрелян из танков по приказу Б. Ельцина, и было много погибших и раненых. Итак, дорогие мои братья и сестры, митингующие на улицах Еревана, вы уверены, что не пожалеете о своих действиях спустя годы? Вы уверены, что человеку, который говорит "либо я, либо никто", можно доверять? Вы уверены, что ваши действия не приведут к развалу армянского государства? Лично я не уверен.
ОДНАКО Я УВЕРЕН, ЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ БЕЗ МИЛОСТИ; что нельзя незаконными действиями утвердить закон; что олигархи и самозванцы не в состоянии решить проблемы страны и ее граждан; что социальные изменения должны осуществляться на основе научно обоснованной теории; что самые главные ценности для армянского народа это те, которые отражены в Евангелие.
Итак, я призываю моих митингующих братьев и сестер не превращать справедливый народный протест в неконструктивный бунт толпы. Дайте возможность власти законным путем организовать необходимые стране социальные изменения. Да, РПА в ответе за существующую социальную несправедливость, в результате чего многие граждане вынужденно покидают пределы страны; да, судебная система настолько несправедлива, что порой доводит граждан до отчаяния, и ее необходимо реформировать; да, существует коррупция и клановая система.
Но люди должны понять, что обиженный властью человек, который сам рвется к власти, по определению – не знает, что значит христианское смирение, а значит, он не может быть созидателем, но он станет разрушителем. Также я призываю законные власти страны не поддаваться давлению толпы, а принимать ответственные решения. Да будет мир в нашем доме! Да не оставит нас Господь!
Арсен МОВСЕСЯН, инженер-физик
"Голос Армении"