"Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Эта расхожая фраза непреодолимо и многократно рвалась наружу в дни "революционного" беспредела, царящего на улицах Еревана. Не буду говорить сейчас о нескончаемых автомобильных сигналах, визжащих заполночь и надоедающих гражданам – старикам, маленьким детям, тяжело больным и просто отдыхающим после работы, не меньше, чем популярные у нас салюты, взрывающиеся среди ночи ни к селу ни к городу. Не хочу даже воспроизводить сцены бешеной гонки и дрифтов, устраиваемых водителями под красный свет светофора, и в итоге приведших к гибели годовалого ребенка.
МОЙ РАЗГОВОР О КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАННОСТИ, ОБ УВАЖЕНИИ не только к другим, но и к понятию "родина" и олицетворяющему ее символу – государственному флагу. В эти дни армянский триколор можно было встретить повсюду: в руках протестующих, на плечах верящих в свою богоизбранность юношей и девушек и даже под их "бархатными" задницами. Да-да, именно так. Сцены, когда капот машины устлан флагом, на котором, взобравшись в ботинках восседают молодые люди, попивая в лучшем случае пиво, стряхивая пепел с сигарет и даже гася их о государственный флаг, преследовали меня.
Окончательно выбила фотография в соцсетях, удостоенная бурных аплодисментов общественности, с изображением девушки, расстегнувшей рубашку и выставившей на всеобщее обозрение бюстгальтер, сшитый из нашего триколора. Не говорю уже и о девице, высунувшейся из люка машины, спрятавшей морду за шалью и темными очками (чтобы папа не увидел и соседи не увидели) и выставившей голую грудь на всеобщее обозрение. Вопрос назревал сам собой. Куда мы катимся? О каком цивилизованном или просто государстве говорим, когда перекошены акценты в плане ценностей, в том числе и национальных, когда свобода с натиском вытесняется вседозволенностью, а цивилизованное мышление в правовых нормативах и национально-духовных ценностях практически отсутствует?
Безусловно, найдутся оппоненты, которые поспешат привести в пример США, где в магазинах можно приобрести даже трусы, сшитые из государственного флага. Мне доводилось видеть подобный атрибут нижнего белья, сделанный с искренней долей юмора. Однако позвольте возразить. Те же самые США и Армения – полярные понятия во всех смыслах - начиная от отсутствия национального фактора в первом государстве и его тысячелетнего присутствия во втором. За символом Соединенных Штатов не стоит древняя история, свой, самобытный алфавит с его создателем Месропом Маштоцем, историческое право иметь столицу, которая старше самого Рима, и право называться первым христианским государством, страной с древними традициями виноделия и многим другим, отличающим армянское государство от стран, созданных на основе смешения рас и наций. Нет у них и трагической страницы истории Геноцида с его массовым уничтожением нации на своей же исконной земле. Впрочем, как и нет крови, пролитой защитниками Отечества в многочисленных исторических битвах за свою родную землю – за Родину.
ЕЩЕ ДВА ГОДА НАЗАД, В ДНИ АПРЕЛЬСКОЙ ВОЙНЫ, УНЕСШЕЙ ЖИЗНИ НАШИХ ЮНЫХ РЕБЯТ, мы покрывали их гробы полотнищем государственного флага нашей страны не только потому, что так предписано статьей 5 Закона РА "О флаге Республики Армения", но и в знак глубочайшей благодарности и поклонения этим бесстрашным молодым ребятам, сложившим головы, защищая границы Родины, и отстоявшим ее у врага. В любом уважающем себя обществе государственный флаг является святыней. Не случайно выше поднятого флага, согласно всем нормативам, должно быть только небо. У национального триколора отдают почести, под ним приносят присягу на верность Родине и государству, а оскорбление флага считается оскорблением государства и всего народа и влечет за собой наказание. И лично для меня распивать пиво и гасить сигареты о национальный флаг равносильно надругательству над нашими погибшими воинами.
Государство начинается не только с законов и прав, а в первую очередь со способности иметь государственное мышление и, конечно, обладать культурой не в смысле знания, кто такие Арам Хачатурян, Мартирос Сарьян или Егише Чаренц, а в плане владения культурой поведения и свободы, которая тесно сочетается с ответственностью перед собой и обществом и которую каждый человек обязан брать на себя в процессе совершения поступков и действий. Культурой борьбы, уважения мнения других, обладающих, поверьте, не меньшим патриотизмом. А к слову о свободе хочется кое-что добавить.
Помнится, лет 20 назад у нас были соседи – пожилые супруги с огромной армией детей и внуков, проживающих вместе в общей квартире. Так вот у них был обычай, кстати, модный в те времена: когда каждый очередной ребенок в семье достигал 2-летнего возраста и начинал более или менее внятно лепетать, он проходил "боевое крещение", заучивая с легкой руки папы, дяди или дедушки матерное выражение. И когда в дом приходили гости, малыша тут же подзывали и требовательно просили: "Балес, дядяин куфур тур". Не понимающий смысла слов, малыш торжествующе произносил сокровенную фразу, гости и домочадцы изрыгали лавину хохота, а "учитель" горделиво хлопал малыша по заднице.
В ЭТИ ДНИ ПОДОБНАЯ СЦЕНА ТАКЖЕ НЕ РАЗ ПРИХОДИЛА НА УМ, КОГДА в потоке информации в соцсетях я натыкалась на видео с малышами, в ожидании родительского поощрения произносящими "мержи сержин" под радостные вопли тех самых родителей. Не говорю уже о массовой и истерической гонке в размещении фотографий собственных детей с "бархатными лозунгами".
Уважаемые сограждане, не надо быть особенно одаренным, чтобы придумывать лингвистические лозунги и приколы. Напишу первый, пришедший в эти дни на ум – "Николы твин энкел ек Доди бахчен". Может, стоит заняться делом, совершенствоваться в профессиональном смысле и образовываться в личностном и правовом, чтобы получить достойное, грамотное общество, из которого и будут выходить будущие главы нашего государства?
Правители, президенты и борцы за трон приходят и уходят, и так происходит всегда и уже много тысяч лет, а мы – обычные люди, народ и нация остаемся. Остается и поколение, растущее с искаженным представлением о культуре, родине и государстве с его национальными символами. Поколение, которого уже сегодня родители лишают не только культуры, но и собственного выбора и права на свободу, с пеленок побуждая к вседозволенности. Этого ли мы хотим?
Магдалина Затикян, "Голос Армении"