Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого. Но, иначе обстоит дело в Азербайджане.
В Азербайджане нет официальной истории. Историю заменяет политика, обращенная в прошлое. История Азербайджана меняется вслед за изменениями политического курса. Политика диктует народу, что у него в прошлом было, а чего не было. Прецедентов, подобным этому, трудно найти в мире, разве что у старшего брата Азербайджана - Турции.
Воровство и присвоение истории и культуры других народов всегда составляли основу политики созданного менее ста лет назад государства под названием Азербайджан. В первую очередь это касается соседних народов (армян, грузин, иранцев) и народов республики, являющихся, в отличие от так называемых азербайджанцев, коренными (аварцы, лезгины, удины, талыши и др.). Каждый раз, заходя на различные азербайджанские сайты в интернете, сталкиваешься с дискриминацией армянского народа, принижением или отрицанием его вклада в общемировую культуру. Это стало важной составляющей азербайджанской пропаганды. Грязь, оскорбления, животная ненависть ко всем армянам, постоянный бред про кровожадных дашнаков, базарные пошлости - это еще не весь список.
Как известно, основы новейшей истории Азербайджана были заложены его президентом Гейдаром Алиевым 29 декабря 2000 г. По прошествии всего лишь 80 лет со дня основания первой Азербайджанской Республики, он выступил с программной речью в связи с наступлением нового столетия и третьего тысячелетия, в частности сказав: «Наш Азербайджан является одной из редких стран, являющихся колыбелью человечества. Здесь очень рано зародилась жизнь и обнаруженный в Азыхской пещере азыхантроп свидетельствует именно о том, что наш Азербайджан был одним из древнейших мест обитания первобытного человека».
Главная цель азербайджанской пропаганды - целенаправленная дискредитация армянского народа. А вот слова действующего азербайджанского Президента Ильхама Алиева, сказанные им 17 апреля 2010 г. в столице Эстонии - Таллинне: «армянское государство создано на исторических азербайджанских землях, и это известно всем». Азербайджан устами своего Президента объявляет Ереван и Эчмиадзин «азербайджанскими городами». Буквально «армяне всё украли у азербайджанцев». Дело дошло даже до «присвоения» отдельных армянских исторических деятелей - Мхитар Гош, Мовсес Каланкатваци, Вардан Аревелци, Давтак Кертох.
Подхватив такую «мыслю» своих президентов, азербайджанскими лжеисториками был утвержден проект нового издания по истории Азербайджана. По словам директора Института истории национальной Академии наук Азербайджана Якуба Махмудова, это издание будет не только содержать информацию о нынешней территории Азербайджана, но и «обо всех азербайджанских территориях - Дербенте, Борчалы, территории нынешней Армении. Будет рассказано об истории Южного Азербайджана. И все это в трёх томах». Совсем по Геббельсу который сказал: «Ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили!». Опубликованные данные по истории Азербайджана - яркий пример обычной лжи, наглой лжи и манипуляции историческими данными.
После таких заявлений руководителей этой страны не помешает лишний раз напомнить кто такие азербайджанцы. Как известно, Грузия и Армения создавались как республики по имени коренного населения. На территориях Грузии и Армении большинство было за грузинами и армянами. У грузин и у армян с древнейших времен была своя культура и самое главное, был алфавит, отличный от других. При создании Азербайджана не было такого коренного народа, как азербайджанец, не было такой культуры - азербайджанской, которая бы имела еще и свой алфавит.
Как тут не вспомнить слова известного востоковеда, исследователя истории географии, литературы и культуры Персии и Закавказья, действительного члена Британской, и французской академии наук, азиатских обществ Франции и Германии почетного доктора Кембриджского и Брюссельского университетов Владимира Минорского: «Где имеются неразрешенные наукой или спорные вопросы, турки, как и азербайджанцы, тут как тут и одним росчерком пера овладевают культурой Древнего Востока. Вся перспектива турецкой и азербайджанской истории строится на высосанной из пальцев рестроспективе».
Абсолютно во всех авторитетных изданиях по истории и географии, во всех известных энциклопедиях мира, если и упоминалось слово «Азербайджан» то это касалось северозападных провинций Ирана. Как известно до установления советской власти на территории Азербайджана было порядка полутора десятков мелких государственных образований - ханств, находившихся под влиянием России, Ирана и Турции. В энциклопедии «Британика» от 1922 г., часть 30, стр.355 мы читаем: «Началом истории современного Азербайджана, как независимого государства можно считать сентябрь 1917 г. «Он появился после распада Российской Империи, на базе транскавказских провинций России. Что касается населения, то оно составляет на территории правительств Баку и Елизаветлоля (по переписи в России 1916 г) около 2600000 человек. В это общее количество входят 1740000 мусульман, 540000 армян, 230000 русских и других европейцев».
Обратите внимание, проживало более полумиллиона армян, но не было азербайджанцев. В то время в число мусульманских нацменьшинств входили курды, талыши, татары, лезгины, крымские татары, казанские татары, аварцы, удины, таты, кабардинцы, балкарцы, ингилойцы. Нет слова «азербайджанец». На время образования Азербайджана жили также луры, булуши, бадуки, киналудцы, рутульцы, цахуры, кризы, которые на сегодняшний день исчезли в Азербайджане.
А вот что написано о территории под названием «Азербайджан» в энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.): «Азербейджан или Адербейджан — огненная земля; на пельвийском Атрупаткан, на армянском Адербадекан, самая северо-западная провинция и самая богатая торговая и промышленная область Персии, граничит на юге персидским Курдистаном (пров. Ардилан) и Ирак-Аджми (Мидия), на западе турецким Курдистаном и турецкою Армениею, на севере русскою Армениею (Южное Закавказье), от которой она отделена Арасом, на востоке русскою областью Ташил и персидскою пров. Гилан у Каспийского моря…
Азербайджанская привычка присваивать чужие ценности известна не только армянам. Ректор Российской Международной Академии туризма Игорь Зоркин однажды сказал: «Я столкнулся с целой командой, которая пыталась мне доказать, что армянской кулинарии не существует, и что армяне «взяли» ее у азербайджанцев». Оказывается, что народ имеющий более чем пятитысячелетнюю историю и культуру, внесший весомый вклад в мировую цивилизацию, имевший императоров Армении и Византии, ждал пока появятся в ХII веке варварские полудикие племена из Азии, чтобы научиться у них, что и как готовить.
Кроме того известно, что Азербайджан, созданный как нечто целое, никог¬да таковым не был. В «Очерках русской смуты», воевавший против большевиков на южном фронте генерал Антон Деникин, писал: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, не настоящим, начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии».
«Азербайджан создавался на исторических территориях аборигенных народов – армян, лезгин, аварцев, талышей, татов, удин, цахуров, табасаранцев… На этой территории с древних времен были два государства: Армения, что простиралась ниже Куры, и Кавказская Албания – севернее Куры, охватывая и часть нынешней территории Дагестана» - говорится в статье Юрия Веселицкого «Сепаратизм или самоопределение», опубликованное на сайте газеты «Московский комсомолец».
И даже азербайджанский историк, выходец из Южного Азербайджана, Гюнтай Гянджалп сказал, что без армянских источников невозможно представить миро¬вую историографию, которая в тюркском языке и вовсе не нуждается и что «созданная в 1918 году Азербайджанская республика в отличие от созданных демократических республик армянами и грузинами, родилась не из национальной воли, поскольку большинство об этом не было даже осведомлено». Далее, Гянджалп пишет, что существование нации в истории обуславливается письменным языком. По его словам, без написанных на армянском и грузинском языках исторических книг невозможно представить историю Ближнего Востока и мира. «Армяне на своем родном языке писали письмена, книги по литературе и истории, начиная с 5 века. А на нашем языке не было ничего. Мировая историография вовсе не нуждается в тюркском языке», – отмечает он.
Евгений Смирнов