Газета армян России «Еркрамас» продолжает свой проект – пресс-конференции. Наш гость – один из организаторов Союза армян России, председатель Исполкома Московской организации САР, вице-президент САР Гегам Левонович Халатян (анонс и биографическая справка), которому мы и предоставляем слово. Отметим, что сегодня вниманию читателей предлагается первая и вторая части пресс-конференции. Заключительная часть будет вывешена в сети в ближайшие дни.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Как вы оцениваете ситуацию на Южном Кавказе и позицию Армении в данной ситуации? Какой можно сделать вывод из сложившейся ситуации?
Ответ: Вы задаёте вопрос глобального уровня. Чтобы полностью ответить на него потребовалось бы написать огромный доклад. Если же отвечать коротко, то ситуация сложная, а позиция Армении разноплановая. Вывод таков: давно уже следовало бы осознать, что нормализация отношений соответствует коренным интересам всех живущих в регионе народов. И наоборот: конфронтация наносит ущерб всем. Если бы у сторон было бы такое понимание, то все вопросы можно было бы решить легко и быстро на основе равноправия, взаимного уважения и учёта сложившихся реалий. Примерно так, как в аналогичной ситуации это сделали народы Европы, придя к Хельсинкским соглашениям которые создали прочную базу для общеевропейского сотрудничества и проложили общую дорогу к процветанию. К сожалению, в нашем регионе большее применение имеют консервативные, архаичные подходы, которые способны только бесконечно пролонгировать имеющиеся конфликты.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Как армяне России оценивают протоколы по нормализации армяно-турецких отношений.
Ответ: Неоднозначно. Тех, кто оценивает негативно, заметно больше.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Как вы относитесь к письму Католикоса Великого Дома Киликийского Арама I, в котором он выражает беспокойство в связи с начатыми, по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна, армяно-турецкими переговорами.
Ответ: С большим уважением, как и полагается относиться к мнению такого авторитетного человека. Однако, замечу, мне кажется, что Вы неверно определяете содержание его письма.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Без урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта возможно ли открытие границы?
Ответ: Между армяно-турецкими отношениями и армяно-азербайджанскими отношениями непосредственной связи нет. Поэтому решение одной проблемы вполне возможно без увязки с решением другой. На практике всё зависит от политической воли руководителей сторон. Армянская сторона во все времена заявляла о своей готовности установить дипотношения с Турцией без предусловий. Это общеизвестно. Как поведут себя турки - скоро узнаем.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Пожертвует ли Турция своим стратегическим партнером Азербайджаном ради Армении?
Ответ: В политике всё возможно. Не секрет, что каждая страна во все времена в первую очередь действует исходя из своих собственных интересов. Вопрос лучше адресовать туркам.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Как армяне России относятся к неофашистам и азербайджанцам?
Ответ: Любопытное сочетание Вы подобрали. По разному относятся. К неофашистам отношение однозначно негативное, а к азербайджанцам относятся в зависимости от того, что из себя представляет данный конкретный человек.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Какие у вас отношения с азербайджанцами?
Ответ: С коллегами из азербайджанских общественных организаций в России у меня отношения конструктивного сотрудничества. С другими общаться практически не приходится.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Известно, что в России живет многочисленная армянская и азербайджанская диаспора. Расскажите, пожалуйста, чем занимаются они, какую работу ведут и т.д.?
Ответ: Действительно обе диаспоры довольно многочисленны. Поэтому в массе своей занимаются тем же, что и все остальные россияне, то есть работают, учатся, занимаются наукой, искусством, лечат, учат и т.д. Вероятно, есть различия в пропорциях, - какая из диаспор больше представлена в том или ином виде деятельности, но я таких исследований не проводил. А так, на вскидку, можно сказать, что если в частности в Москве есть несколько крупных армянских строительных фирм, то азербайджанцев заметно больше можно встретить на рынках. И, кстати, такое положение было заложено ещё в советские времена. Хочу заметить, что работу на рынках, как и любую другую, я также считаю полезной и нужной.
Джавид Шахвердиев, ежедневная газета "Будни недели" (Азербайджан): Как вы относитесь к словам советника посольства России в Армении Виктора Кривопускова: «Со времен Советского союза количество убийств армян не изменилось»….
Ответ: Не знаю как относительно количества, но точно знаю, что в советское время людей не убивали по национальному признаку. На мой взгляд, не стоило бы пытаться ретушировать суть важной проблемы деталями, не относящимися к этой сути.
Гаро Ардвинци (независимый журналист, Краснодар): Как Вы можете прокомментировать позицию некоторых чиновников администраций субъектов РФ, в частности Краснодарского края, которые в ответ на приглашение диаспоры принять участие в мероприятиях памяти жертв Геноцида отвечают, что Россия Геноцид не признавала?
Ответ: Если такое имеет место, то остаётся только выразить сожаление их низкой политической культурой. Могу посоветовать проводить в таких случаях среди них ликбез, прихватив с собой заранее тексты обоих Заявлений Госдумы от 1995 года и от 2005 года.
Гаро Ардвинци (независимый журналист, Краснодар): Что делается армянской диаспорой России и, в частности, Союзом Армян России для доведения до местных администраций субъектов РФ, неизвестного многим из них факта о неоднократном признании и осуждении со стороны России Геноцида армян в Турции?
Ответ: Насколько я понимаю, Вы армянин, проживающий в Краснодаре, то есть и сами являетесь частицей армянской диаспоры. Не думаю, что для проведения такой просветительской миссии требуются какие-то специальные указания из Москвы или приезд каких-то специальных эмиссаров в регионы. Литературу, комплекты плакатов и фильмы, посвящённые Геноциду, все региональные отделения получали. Когда мы говорим о деятельности Союза армян России, то имеем в виду совокупную деятельность всех 67 региональных отделений, а не только Московской организации.
Гаро Ардвинци (независимый журналист, Краснодар): В России определенными общественными организациями (национальными и правозащитными) проводится активная работа в средних и высших учебных заведениях по распространению информации о Холокосте. В то же самое время, признанный и осужденный Россией факт Геноцида армян в Турции, никак не отражается, например, в школьных учебниках по истории. Не считаете ли Вы правильным начать работу по внедрению в школах и вузах России курса по геноцидам ХХ века, включающего и Геноцид армян в Турции, и Холокост и другие преступления против человечества?
Ответ: Вы поднимаете тему, которая обрела особую актуальность в наше время эскалации радикальных националистических настроений среди российской молодёжи. Как гражданин России считаю такие знания очень полезными и важными для воспитания подрастающего поколения. Этот вопрос уже ставился нами, однако для его реализации нужна политическая воля государства. Пока что понимания мы не встретили. Возможно, такое прохладное отношение к этой проблеме происходит из-за того, что в России живёт ряд репрессированных народов, которые действия государства в отношении себя также расценивают как геноцид (к примеру, те же чеченцы). Но хотя решение этой проблемы не является таким лёгким делом, как кажется, добиваться подвижек всё равно надо. Будем работать дальше.
Акоп Арзуманов (Ставрополь): Ваше мнение по поводу следующего заявления члена вашей организации, представлявшего интересы САР в печально известной «армяно-турецкой комиссии по примирению» Андраника Миграняна: «Вопрос геноцида армян и армяно-турецких отношений я еще в молодости сформулировал как заржавевший гвоздь в сознании армян. Необходимо вытащить этот заржавевший гвоздь, избавиться от постоянного чувства психологической жертвы, стать уверенными и полноценными, духовно крепкими, и смотреть в будущее, а не зависеть от прошлого».
Ответ: Сначала маленькая поправка. «Армяно-турецкая комиссия по примирению» была создана по инициативе Госдепа США, который и формировал эту комиссию, персонально приглашая в её состав тех лиц, кого считал нужным. Таким образом, САР никого туда не делегировал и никакие свои интересы там не представлял. Да и какие интересы у САР могли там быть? Что же касается высказывания Миграняна, то прежде чем отразить к ним своё отношение, хочу подчеркнуть, что САР является общинной, а не политической организацией, а это означает, что нас объединяет этническая общность, а не политические воззрения. Поэтому каждый член САР может иметь собственные политические взгляды и свободно их высказывать. Мигранян не является исключением из этого правила, так же как и я. Поэтому я расскажу о том, как я узнал про Геноцид и какие чувства вызвали эти знания у меня. Известно, что до 1965 года эта тема была в СССР под запретом. Первый раз я соприкоснулся с этой темой где-то в возрасте 6-7 лет, когда к нам во двор пришёл репатриант из США в поисках своей сестры, нашей соседки тёти Чинашхар. Из разговоров взрослых я узнал, что когда тёте Чино было лет 8 в их дом ворвались турецкие аскяры, отца и старшего брата убили сразу, Чино привязали к ножке стола и на её глазах, прежде чем убить, долго измывались над матерью и старшей сестрой. Когда очередь дошла до Чино, туркам помешал её 10 летний брат, который, увидев в окно что творится у них в доме, набрал груду камней и стал швырять их в солдат через окно. Те погнались за ним. Он убежал в лес и солдаты, уставшие от погони уже не стали возвращаться в дом. Брат дождался темноты и пришёл за сестрой, отвязал её и увёл в лес, в котором спрятались несколько жителей села. Так они спаслись, но от пережитого ужаса Чино на всю жизнь потеряла слух и онемела. Когда они попали в Восточную Армению американская миссия забрала мальчика в США. Но перед расставанием он корявыми буквами сделал на руке у сестры татуировку со своим именем. И вот, спустя 35 лет он вернулся на Родину и через Общество глухонемых нашёл по татуировке сестру. Когда я услышал про эту историю, то никакого чувства «психологической жертвы» у меня не возникло, а возникло чувство ярости и желание быть таким же храбрым как дядя Сено, который будучи маленьким мальчиком, не побоялся целой кучи опьянённых кровью турок и сумел спасти сестру. Более детально мне рассказал о Геноциде и борьбе армянского народа мой дед, участник Сардарапатской битвы Шаварш Тарханян, когда вернулся из ссылки домой после смерти Сталина. Слушая его рассказы я переполнялся гордостью за мой народ, который, не располагая большими силами, все-таки громил врага в судьбоносных сражениях. 24 апреля 1965 года я был участником шествия, на который вопреки воле властей вышло несколько сот тысяч ереванцев. Это была грандиозная народная акция памяти и протеста, показавшая, что как бы не пытался тоталитарный режим в течении 50 лет стереть в народной памяти неугодные ей страницы, затея эта обречена на провал. Люди, не боясь вероятных репрессий, вышли на демонстрацию и такое грандиозное единодушное проявление народной воли стало надолго ярким источником воодушевления всех его участников. И последним, наверное, самым важным действием, придавшим моим представлениям о Геноциде завершённый вид, явился Сумгаит. Я понял, что Геноцид продолжается, что он и не прекращался вовсе и что враг жив и рядом, и что с ним надо бороться так, как это делали предки. И все известные мне армяне вокруг испытывали аналогичные чувства. Уверен, что именно это подвигло наш народ одержать Победу. И эта Победа одержанная людьми «уверенными и полноценными, духовно крепкими, и смело смотрящими в будущее» является самым ярким опровержением домыслов Миграняна, который «заржавевший гвоздь» в собственной голове считает проблемой армянского народа.
Акоп Арзуманов (Ставрополь): «Армянская сторона получила, если не на 100%, то, по крайней мере, в значительной степени, то, что могла получить в сегодняшних условиях, и провал этого процесса может привести к более тяжелым последствиям, чем решение вопроса даже с некоторыми недостатками», - заявил известный российский политолог Андраник Мигранян, комментируя протоколы.
Ответ: Я не вижу ничего, что получает Армения, кроме установления дипотношений с Турцией. Возможно для кого-то это мечта жизни, но тогда это очень хрупкая мечта, потому что дипотношения можно прервать в любой момент под самым пустяковым предлогом. К тому же и Турция получает равноценное обретение – дипотношения с Арменией и соответственно очень нужные ей политические дивиденды для разговора с ЕС. Если же говорить о новых транзитных возможностях которые открываются перед сторонами в случае установления дипотношений, то и здесь царит паритет. Стратегически ценность транзита через армянскую территорию, быть может, даже выше для Турции и Европы, чем для Армении те новые транзитные возможности, которые она получит через открытую границу с Турцией. Но почему-то эту обоюдовыгодную сделку оплачивает только Армения уступками в вопросах, значение которых для нашего народа невозможно преувеличить. В моё сознание просто не вмещается, как такое могло стать возможным. Что же касается «тяжёлых последствий в случае провала процесса», о которых говорит Мигранян, то такие туманные намёки комментировать невозможно.
Акоп Арзуманов (Ставрополь): Кроме Союза Армян России существует также Всемирный Армянский Конгресс, возглавляемый также Ара Абрамяном? Со стороны складывается впечатление, что эта всемирная организация – мыльный пузырь, не имеющий никакого влияния на традиционные армянские общины дальнего зарубежья. Или я ошибаюсь?
Ответ: Возможно невзначай, но Вы затронули очень серьёзную сущностную проблему нашего национального движения. Мне уже приходилось отвечать на такой же вопрос на одном из армянских форумов, где есть постоянная страничка вопросов-ответов с моим участием и поэтому, не мудрствуя лукаво, я просто размещу здесь тот свой ответ. Он даёт представление о специфике армянского национального движения. Без понимания этой специфики, решение задачи консолидации диаспоры ошибочно представляется простым делом, а достигнутый, пусть и действительно очень скромный результат, легковесно именуется «мыльным пузырём». Через пару лет после создания САР стало понятно, что для осуществления деятельности имеющей не местный российский общинный характер, а общенациональный по таким вопросам как Геноцид, Карабах, экономика Армении и т.д. нужна армянская структура, имеющая международный статус. Это конечно формальный, но очень важный момент. К примеру, сложно созвать международную конференцию по Геноциду или написать обращение в международные структуры только от имени российской организации. Не так будет воспринято. Поэтому такая трибуна, имеющая международный статус, просто необходима для обретения юридического права заниматься указанными вопросами на соответствующем уровне. Одновременно ещё более важным представлялось создание механизма координации деятельности существующих в мире армянских диаспорных организаций, что фактически означало бы сложение их потенциала и слаженная работа в согласованных направлениях. А это уже момент не формальный, а самый что ни на есть сущностный. Вот для реализации этих целей и было задумано создание Всемирного армянского конгресса.
До Учредительного съезда ВАК Абрамян дважды объехал весь мир и встречался с руководством буквально всех существующих армянских структур. Доказывал необходимость объединения и просил, чтобы они выдвигали свои условия участия, обговорили приемлемый Устав, формат управления и персоналии в руководство будущей организации. К сожалению, причины по которым такого объединения нет уже 100 лет, хотя его необходимость очевидна для всех, оказались по прежнему актуальны и перевесили здравый смысл и общенациональные интересы.
К тому моменту стаж армянского национального движения в России насчитывал 14 лет, а САРа - всего 2 года, в то время как зарубежные организации имели уже почти 100-летнюю историю. Но консолидации, необходимость которой, казалась бы, очевидна, между ними не было. В чём же причина такого состояния? Не секрет, что самые заметные зарубежные организации с любой направленностью (лоббистские, религиозные, благотворительные, культурные, молодёжные, спортивные, женские) на самом деле являются в основном дочерними структурами традиционных армянских политических партий. А для любой партии совершенно естественным является конкуренция, борьба и даже вражда с другими партиями. Эта естественная специфика партий абсолютно нормально воспринимается, когда партии скрещивают свои копии, находясь на Родине. Ибо неважно, в какой партии состоит тот, или иной человек, но он, как и все, является гражданином страны, платит налоги в единую казну, служит в единой армии, выбирает единого президента и парламент, подчиняется единым законам. То есть, схлёстываясь на политическом поле, люди, тем не менее, во всём остальном сотрудничают друг с другом и составляют единое целое, действующее в интересах Родины и всех его граждан без исключения. А конкуренция на политическом поле в борьбе за власть способствует совершенствованию управления и поэтому в принципе является благом. Совсем иное дело, когда партии действуют в диаспоре. В диаспоре нет механизма обеспечивающего национальное единство в виде гражданства. Поэтому столетняя вражда армянских партий в диаспоре дала очень негативные последствия и главная из них это то, что огромное количество армян, которые в иных условиях охотно участвовали бы в организованном национальном движении, не стали этого делать, не желая вступать в организацию враждующую с другими армянами. Я хочу подчеркнуть, что то, что я написал выше, вовсе не является упрёком в адрес партий. После их изгнания из Армении большевистской властью они просто были вынуждены функционировать за рубежом. И они сделали очень много для продвижения армянских национальных интересов. А указанный негатив, это неизбежное следствие их природы. По-другому они не могут и виноватых здесь - нет. Поэтому всё, что было сказано выше - это просто констатация фактов с целью прояснения обстановки, в которой происходили встречи Абрамяна с лидерами других организаций. Для партий любая другая деятельность помимо чисто политической является средством пиара, чтобы выгодно выделиться среди других. И поэтому корпоративные интересы никак не могли позволить им сливать свой потенциал с усилиями других и таким образом как бы терять собственное лицо. Абрамяна вежливо выслушивали, никаких предложений не вносили, прислали на Учредительный съезд ВАК прошедший с участием президентов Армении и России очень высокопоставленные делегации, но в ранге только наблюдателей и от вступления в ВАК отказались. И хотя ВАК был учреждён и его география достаточно обширна и охватывает практически все страны, в которых имеется армянская диаспора, но наиболее крупные и известные организации от сотрудничества отказались. Именно поэтому мы имеем ВАК с таким уровнем дееспособности и это проблема не Абрамяна, а армянства в целом.
Вартан Казарян (Ереван): Слышал, что САР имеет представительство в Ереване. Чем оно занимается? Где находится? Оно находится на самофинансировании или финансируется из бюджета Армении?
Ответ: Да, такое представительство в Ереване есть. Её возглавляет один из четырёх вице-президентов САР. Находится на улице Алавердяна в здании, где раньше располагалось Министерство соцобеспечения, и занимает там верхний этаж. Занимается реализацией программ САР связанных с Арменией. К примеру, получением и распределением тех шести тысяч компьютеров, которые САР подарил за последние 7 лет школам Армении и Арцаха, отслеживает работу благотворительной столовой в Ереване, где уже 8 лет ежедневно питаются около 180 одиноких пенсионеров, курирует строительство школы в Степанакерте, распределяет премии САР которые ежегодно получают до 40 деятелей науки, литературы и искусства, реализует программы поддержки армии, ремонта школ и другой поддержки русским сёлам Фиолетово и Лермонтово, проведения многокилометрового водовода в село Крашамб Котайкского марза, распределения ордеров среди беженцев для заселения в двух многоквартирных зданиях приобретённых для этого САР, организует работу бригады высококвалифицированных врачей, которых мы ежегодно направляем в Армению, и много чего другого. Подробнее можно посмотреть на сайте САР. Данное представительство параллельно выполняет функции центрального офиса ВАК и осуществляет связи с зарубежными армянскими организациями. Работа аппарата представительства разумеется финансируется из бюджета САР. Ни российское, ни тем более армянское государство (такое просто странно предполагать) никакого отношения не имеет к финансированию общественного объединения, каковым является САР.
Вартан Казарян (Ереван): Иногда приходилось слышать, что между местными армянами, теми кто живет в России во втором и больше поколениях, и армянами, приехавшими в России в последние 10-15 лет, есть взаимное непонимание и недоверие. Так ли это?
Ответ: Не видел и не чувствовал таких проявлений. Да для этого и нет реальной почвы. И те и другие живут рассеяно среди инонационального населения и не представляют из себя каких-то отдельных сообществ, которые могли бы в какой-то форме проявить то или иное отношение друг к другу. А те армяне, которые объединены в САРе, являются единомышленниками, имеют общие устремления и делают одно общее дело. Так что если и были какие-то моменты такого плана, то это могут быть исключительно частные случаи, обобщать которые не следует.
Вартан Казарян (Ереван): Правда ли, что руководство САР и руководство Армении имеют между собой, мягко говоря, не самые теплые взаимоотношения?
Ответ: Проблема здесь не в действующем руководстве САР или Армении. Эта проблема гораздо глубже, чем личные отношения каких-то людей. Все сменившие друг-друга руководители Армении проводили в этом смысле почти одинаковую политику. Суть этой политики не поддерживать, а по мере возможности даже совершать разрушительные действия в отношении диаспорных организаций. Цель – подрывая их авторитет помешать развитию таких организаций, чтобы исключить какое-либо возможное влияние на население Армении. Это инстинктивные действия политиков, которые топят любого не потому что он плохой, а на всякий случай, чтобы он вдруг не стал реальным фактором политической жизни с которым пришлось бы считаться. Власть ревнива, подозрительна и неразборчива в средствах даже если ей просто чудится всего лишь какой-то намёк на то, что кто-то, быть может, когда-то окажется в состоянии покуситься на хотя бы малейшую долю этой самой власти. Особенно рьяно такая политика отсечения Диаспоры проводилась при Левоне Тер-Петросяне. Но такая природа власти никуда не делась и сейчас, когда внешне отношения к САР самые тёплые и уважительные.
Вартан Казарян (Ереван): А каковы взаимоотношения между САР и официальными структурами госвласти в России?
Ответ: САР является одной из крупнейших и дееспособных национальных организаций в России и относительно других подобных объединений осуществляет существенный объём работы.. Соответственно власти и в Москве и на федеральном уровне (включая первых лиц) относятся к САР с максимальным уважением и заметно выделяют среди других общественных объединений. Однако преувеличивать значение этого факта не стоит. Наше мнение при обсуждении разных вопросов учитывается, но из этого не следует, что кто-то будет принимать решение вопреки своему желанию лишь только потому, что на этом настаивали мы.
Карен Аванесов (Краснодар, 41 год, преподаватель): Как происходит назначение руководителей САР в регионах России? Они избираемы или назначаемы? Президент САР Ара Абрамян имеет право не согласиться с выбором на местах или обязан принять любой выбор членов регионального отделения?
Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях» региональные отделения общероссийской организации сами определяют своих руководителей путём избрания.. Аналогичное положение закреплено в Уставе САР. .
Карен Аванесов (Краснодар, 41 год, преподаватель): Довольно ли руководство САР деятельностью своих местных отделений?
Ответ: Всё познаётся в сравнении. Однако региональные отделения имеют разные условия для работы. Разная по времени история зарождения, разное количество армян, разное их отношение к общественной организации, разное отношение властей к подобным инициативам. Отсюда разные условия развития и, соответственно, разное состояние региональных отделений. Армян, которые прилагают какие-то усилия, заботясь о судьбе своего народа очень мало. Массовая поддержка таким усилиям отсутствует вовсе. Поэтому все, что делается на добровольной общественной инициативе и добровольно вносимых общественных ресурсах, достойно уважения и должно быть отмечено с благодарностью, независимо от того, много это или мало по сравнению с подобными инициативами в других регионах. Конечно работа САР – это суммарная работа региональных отделений. И мы никак не можем сказать, что эта работа идёт на таком высоком уровне, что нам остаётся только почивать на лаврах. Но более конструктивным подходом будет, если критическое отношение к работе своей общины проявят в первую очередь сами члены этой общины. Ведь всё что делается ими, делается в основном для самих себя.
Григорий Бальян (Ростов-на-Дону): Каков Ваш прогноз по отношению к процессу ассимиляции армян в России? Возможно ли его остановить или затормозить?
Ответ: Процесс ассимиляции в инонациональной среде объективен, но не желателен как для тех, кто подвергается ассимиляции, так и для человечества в целом. И те и другие многое теряют. Подробно я об этом писал в статье «Почему мы это делаем?» ссылка на которую приведена в списке опубликованных статей. Поэтому максимальное торможение этого нежелательного процесса является одной из самых главных, а скорее и самой главной задачей любой общинной организации в диаспоре. Для этого, к примеру, в Московской организации САР организован детский сад, воскресная школа, курсы изучения армянского языка для взрослых, библиотека с читальным залом, оказывается поддержка государственным общеобразовательным школам с армянским этнокомпонентом обучения, устраиваются вечера культуры, литературы, армянского кино, функционируют коллективы армянского танца, театральная студия, отмечаются национальные памятные даты, функционирует Служба знакомств для лиц желающих создать семью и т.д. и т.п. Собственно все, что делает национальная общественная организация, в конечном итоге направлено именно на сохранение и развитие этноса с его языком, культурой и национальными традициями, то есть против ассимиляции.
Григорий Бальян (Ростов-на-Дону): Как Вы лично и Ваша организация относитесь к возможному подписанию армяно-турецких протоколов?
Ответ: Лично я отношусь к этим Протоколам резко отрицательно. Что же касается позиции САР в целом, то вряд ли САР может делать по этому поводу какие-то однозначные заявления, потому что как я уже писал, САР является общинной организацией объединяющей людей по этническому признаку, а данный вопрос хотя и, безусловно, имеет важное общенациональное значение, но носит политический характер, следовательно среди членов САР могут быть армяне, имеющие по этому вопросу разные мнения. К примеру, у меня одно мнение, а у Миграняна – противоположное, и каждый из нас может правомерно протестовать, если возможное заявление сделанное, в том числе, и от его имени не будет отражать его мнение. И неприемлемо решать подобные вопросы большинством голосов или исключением несогласных из членов Общины. В этом специфика общинных организаций объединяющих людей независимо от их политических, религиозных взглядов и прочих возможных отличий. Что же касается моего отношения, то оно в первую очередь определяется неуважительным отношением властей, которые никак не желают дать народу вразумительное объяснение мотивам своей политики. Мы только слышим упорно повторяемое утверждение, что Протоколы не содержат условий (или предусловий – в данном контексте принципиальной разницы между этими словами не вижу). А я утверждаю, что каждый пункт этих двух документов является условием. Абсурдно говорить, что пункты договора не являются условиями для сторон. А мы имеем дело именно с договорами, хоть они и именуются протоколами (но подлежат ратификации, что приравнивает их к договорам наивысшего уровня). Хотя в тексте нет прямых упоминаний Карабаха, Геноцида, Карского договора, но есть пункты имеющие формулировки, крепко связывающие армянскую сторону в решении этих проблем в последующем. И возникает вопрос: если эти пункты не являются условием турецкой стороны, то почему армянская сторона не выкинет их из текста (как и все остальные пункты) и не ограничится подписанием краткого документа фиксирующего только установление дипотношений и связанного с этим открытия границ? Даже если бы не было бы других причин, это стоило бы сделать хотя бы только для сохранения единства армянского народа. А если армянская сторона вынуждена принимать турецкие условия, то почему это не признаётся властями и не сообщается, по какой причине она это делает? Если у обеих сторон есть искреннее понимание целесообразности установления дипотношений и открытия границ, то для осуществления этого взаимовыгодного шага не требуется никаких уступок в каких-то иных вопросах. А если такого понимания нет, то никакими уступками оно не будет достигнуто. Получив желаемое, сторона, которая не хочет нормализации отношений легко вернёт под любым предлогом статус-кво, существующий в настоящий момент. Поэтому делать уступки бессмысленно в любом случае. Я считаю происходящее провалом армянской дипломатии, имеющим крупнейшее историческое значение. И движение к этому провалу было видно уже давно. Вопрос очень важный и поэтому позволю привести здесь текст моего ответа на вопрос одного ереванского журнала о моём отношении к возможному открытию границ, который был задан задолго до обнародования текстов Протоколов. Опубликовать моё мнение журнал поостерёгся. Вот что я написал: В своём ответе на вопрос уважаемой редакции я вынужден выйти за его рамки, потому что открытые границы это всего лишь производная от другого, основного и гораздо более политически важного и ответственного действия – установления дипотношений между Арменией и Турцией.
Сразу же после обретения независимости Армения заявила о своей готовности к установлению дипломатических отношений с Турцией без предусловий и твёрдо придерживалась этой позиции все эти годы при всех трёх президентах сменивших друг-друга. Однако Турция предусловия выдвигала и выдвигает. Вместе с тем турки не были бы турками, если бы, будучи инициаторами отсутствия нормальных отношений между соседними странами, не постарались бы переложить ответственность за это на Армению. Турецкая пропаганда приложила немало усилий, и, надо признаться небезуспешно, чтобы создать в глазах международного сообщества образ армян как неуживчивого и с непомерными претензиями народа жаждущего мести и реванша за прошлое. Я много раз сталкивался с ситуацией, когда иностранцы спрашивали нас, дескать, прошло уже сто лет, в Европе вчерашние враги построили совместный союз, а вот турки говорят, что вы никак не хотите забыть прошлое и жить с ними в мире. В ответ армяне начинали рассказывать о недоверии к туркам из-за непризнания Геноцида, об аннексированных территориях и т.п. невольно попадая на удочку турецкой пропаганды и подтверждая приписываемый нам образ. О турецких предусловиях и об отсутствии у нас таковых все почему-то всегда забывали.
Поэтому инициативу президента Саргсяна пригласившего руководителя Турции на футбол я считаю более чем удачной. Очень изящно миру была продемонстрирована добрая воля Армении развенчивающая приписываемый нам образ. Теперь уже Турции надо было бы сделать шаг со своей стороны: или снять предусловия, или продемонстрировать миру свою агрессивную сущность, настаивая на них. И в том и в другом случае это была бы дипломатическая победа Армении.
Однако дальше, на мой взгляд, произошло странная, а если называть вещи своими именами – грубая дипломатическая ошибка. Армянская делегация зачем-то поехала на переговоры с турками в Женеву. Дело в том, что если с нашей стороны предусловий нет, а с их стороны предусловия есть – значит предметом переговоров являются турецкие предусловия. А любые переговоры подразумевают компромиссные уступки, иначе в них не участвуют. Зачем понадобились эти переговоры армянской стороне имеющей высокоморальную, безупречно выигрышную позицию нулевых условий нам никто вразумительных объяснений не дал. Так же как никто не сказал, что получила Армения, подписывая пустой по сути, но возмутивший весь армянский мир документ, официально объявляющий об этом факте накануне знаменательного Дня памяти жертв Геноцида. Ну а теперь налицо крупный дипломатический провал. Эти переговоры могут закончится или какими-то уступками армянской стороны турецким предусловиям по очень серьёзным вопросам, но взамен которых мы не получим практически ничего. Или переговоры закончатся ничем. В этом случае армяне опять будут представлены миру как неуживчивая сторона, не идущая ни на какие компромиссы, как народ, с которым невозможно ни о чём договориться. Уму непостижимо, каким образом можно было, имея на первом этапе такую выигрышную позицию, дать втянуть себя в такое заведомо проигрышное положение? Ну а теперь весь мир, включая армян, поддался очередному турецкому трюку и полным ходом обсуждает не тот факт, что турки за установление дипотношений (которые можно прервать в любой момент) запрашивают с армян высокую цену уступок в принципиальных кардинальных вопросах, по которым уже никогда не будет возможно дать обратный ход. Нет, все обсуждают вопрос открытия границ, который является всего лишь естественным следствием в случае установления дипотношений. Хитро делая упор именно на открытии границ турецкая пропаганда представила свою страну в глазах межд